Робот — на завод
Широкое внедрение машин в промышленности потребует дополнительных мер поддержки
Президент Владимир Путин поставил перед властями задачу вхождения РФ к 2030 году в топ-25 стран по плотности роботизации. При этом на Петербургском международном экономическом форуме было объявлено, что для достижения этой цели предусмотрена установка более 100 тыс. роботов. По данным Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в 2023 году организации обрабатывающей промышленности применяли всего 12,8 тыс. роботов. Для роста производства робототехники Минпромторг в рамках нацпроекта «Средства производства и автоматизации» разрабатывает специальный федпроект.
Согласно указу президента Владимира Путина о национальных целях развития РФ от 7 июня 2024 года, Россия к 2030 году должна войти в топ-25 стран по показателю плотности роботизации. В июне на Петербургском международном экономическом форуме он заявил, что достижение этой цели подразумевает установку свыше 100 тыс. роботов и производство роботов необходимо развивать на отечественной технологической базе, подчеркнул президент. В свою очередь, по данным Института статистических исследований и разработок, в 2023году организации обрабатывающей промышленности использовали всего 12,8 тыс. роботов. Для стимулирования производства промышленной робототехники и популяризации ее применения Минпромторг разрабатывает федпроект «Промышленная робототехника и автоматизация производства», который будет включен в национальный проект «Средства производства и автоматизации».
Особенности роботизации в ЕС и России
Согласно расчетам ИСИЭЗ на основе данных Росстата, уровень роботизации обработки в 2022 году (последние данные) — 19% — сравним со средним уровнем в ЕС (16,3%), включая показатели стран с развитой высокотехнологичной промышленностью. К примеру, у Италии он составил 15,8%, у Германии — 14,7%. Вместе с тем, несмотря на опережение по масштабу распространения, по интенсивности роботизации, выраженной в размерах парка задействованного оборудования, РФ отстает. В ИСИЭЗ различия между странами объясняют тем, в каких отраслях наиболее востребованы робототехнические комплексы. В ЕС это чаще всего автомобилестроение и транспортное машиностроение (36% компаний отрасли используют роботов), производство металла и металлических изделий (25%), а также выпуск машин и оборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий, минеральной продукции (по 21% в трех категориях). В России же лидером по роботизации является производство лекарственной продукции (35%), на втором месте — производство резиновых и пластмассовых изделий, минеральной продукции (по 30%), на третьем — производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (23%). При этом схожие значения показателей наблюдаются в электронной — 18,6% в РФ и 18,2% в ЕС, а также химической — 13,5% и 13,9% соответственно — промышленности.
Что касается регионального разреза отечественной роботизации, то десятку лидеров образуют субъекты РФ с развитым промышленным комплексом. На первой строчке рейтинга — Санкт-Петербург (в 2023 году в регионе применяли 1347 промышленных роботов), на второй и третьей — Самарская (1285) и Московская области (1101) соответственно. За ними следуют Татарстан (919), Калужская (770), Нижегородская (691) и Ленинградская (642) области, Москва (602), Свердловская (505) и Тульская (469) области. Несмотря на различия в структуре применения роботов, во всех этих регионах есть собственные автомобилестроительные площадки, выпускающие легковые либо грузовые автомобили, а также автобусы, отмечают в ИСИЭЗ.
Планы требуют поддержки
Вхождение РФ в топ-25 предполагает, что на каждые 10 тыс. работников будет приходиться 100 роботов. Как сообщили в Минпромторге, в рамках разрабатываемого федпроекта ведомство планирует предусмотреть широкий перечень мер господдержки. Одна из них — организация в каждом федеральном округе центров развития промышленной робототехники. Они будут своего рода мостом между производителями роботов и их заказчиками, пояснили в Минпромторге. Задачами таких центров будут в том числе создание инжиниринговой инфраструктуры, сервисов промышленной робототехники и повышение осведомленности предприятий о доступных современных решениях, рассказали в ведомстве. «Дополнительно планируется предусмотреть программы по льготному кредитованию и лизингу промышленной робототехники»,— отметили в министерстве, добавив, что все эти меры планируется реализовать с 2025 года.
«Вопросы развития отечественной промышленной робототехники и повышения уровня роботизации промышленности в стране влекут за собой комплекс мер как финансового, так и нефинансового характера. Важна поддержка как производителя, так и потребителя продукции»,— говорит исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Ольга Мудрова. По ее словам, государство нормативно обеспечивает приоритет отечественной промышленной робототехники в госзакупках, но необходимо дать возможность производителям промышленных роботов вырасти в компании, производящие продукцию серийно. Помимо льготного кредитования и лизинга, требуются помощь с предоставлением объектов производственной инфраструктуры для производителей, налоговые льготы для предприятий, проводящих модернизацию производства и внедряющих отечественные робототехнические устройства и комплексы, полагает эксперт. Также нужны программы субсидирования на обучение инженерных кадров промышленных предприятий работе с отечественными роботами и роботизированными комплексами, считает Ольга Мудрова.
Трудности создателей
Говоря о производстве роботов, в НАУРР указывают на невысокий пока спрос на отечественных промышленных роботов, а также серьезную зависимость от иностранных комплектующих (двигатели, редукторы). «Нельзя сказать, что в стране нет компетенций по этим направлениям. Ведутся разработки, есть даже мелкосерийные производства. Но в условиях отсутствия устойчивого спроса на продукцию отечественные производители компонентной базы неконкурентоспособны по цене»,— говорит Ольга Мудрова.
Кроме того, важно решить и кадровый вопрос, так как промышленные роботы — это серьезные инженерные системы, отмечает исполнительный директор НАУРР. «С учетом развития технологий необходимо совершенствовать подходы к обучению инженеров-робототехников, применять проектные программы подготовки кадров, которые помогают развивать технологическую инициативу студентов. Кроме того, требуется постоянный приток специалистов, которые будут внедрять и обслуживать промышленных роботов»,— говорит Ольга Мудрова. Для решения этой задачи, по ее словам, важно наладить работу центров компетенций и инжиниринга, где специалисты промышленных предприятий смогут получить опыт работы с различными устройствами и системами под руководством инженеров компаний—интеграторов роботов.
Необходимо сформировать единую концепцию образования для подготовки инженерных кадров в области робототехники (детский сад—школа—вуз—система профобразования) на базе отечественных робототехнических решений, электронной компонентной базы и программного обеспечения, считают в Консорциуме робототехники и систем интеллектуального управления. Кроме того, там предлагают внедрить в учреждения высшего и среднего профессионального образования робототехнические классы/лаборатории с оснащением робототехническими комплексами российского производства. Указанные шаги — часть системных мер, необходимых для комплексного развития отрасли. В числе прочего в Консорциуме выступают за налоговые льготы для разработчиков и производителей компонентной базы и робототехнических устройств по примеру преференций для IT-компаний и целевое субсидирование на покупку промышленных роботов компаниями, занимающимися их внедрением на производства.
Компании и роботы
Эксперты ИСИЭЗ отмечают, что спрос на результаты работы по активизации будет зависеть от состояния машиностроения, потенциал роботизации отраслей которой в РФ пока не реализован. Российское специализированное машиностроение активно внедряет на производстве промышленных роботов, в этом направлении многие предприятия отрасли в числе передовых, отмечает представитель Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш). «С ростом серийности производства мы наблюдаем растущий запрос на роботизацию. Активно используются сварочные роботы, роботизированные комплексы по резке металла»,— говорит он. При этом не стоит забывать, что роботизация требует наличия на предприятии высококвалифицированных специалистов, которые будут программировать, настраивать и обслуживать машину, подчеркивают в Росспецмаше.
Между тем, как указывают в ИСИЭЗ, динамика кадровой уязвимости предприятий по производству машин и оборудования, по которой оценивают масштаб и направленность реагирования на комплекс кадровых проблем (в первую очередь недостаток квалифицированных кадров), свидетельствует о том, что по итогам 2023 года в отрасли впервые с 2014 года сложилась критическая ситуация с дефицитом работников, актуальность которой начала возрастать с 2021 года. «Для форсирования процесса роботизации производств необходимо комплексную господдержку направлять не только на обновление производственных мощностей заводов, но и на решение вопроса кадрового голода»,— отмечают в Росспецмаше.
Роботизация сокращает зависимость бизнеса от человеческих ресурсов и в перспективе может снизить расходы на те процессы, которые сейчас выполняются людьми, подчеркивает основатель и гендиректор инженерной компании «Уралэнерготел» Алексей Бельский. По его словам, опыт общения с клиентами указывает, что решение о внедрении роботов во многом зависит от размера предприятия и объема выпуска продукции. Для небольших компаний препятствиями, к примеру, могут быть отсутствие достаточного рабочего пространства, стоимость и длительность внедрения, необходимость изменения технических процессов производства продукции, полагает он, добавляя, что им были бы полезны типовые решения, которые можно запустить с минимальными затратами времени и средств.