Цифровизация шагает по стране

Как «Ростелеком» развивает проект «Территория»

Сложившаяся геополитическая ситуация кардинально изменила условия на рынке цифровизации бизнеса. Если раньше компании, включая крупные производственные холдинги, были полностью зависимы от вендоров, поставлявших уже готовые решения, то с уходом с рынка РФ иностранных поставщиков и курсом страны на технологический суверенитет подходы изменились. Бизнес либо самостоятельно выстраивает стратегию цифровизации и подбирает инструменты, зачастую путем проб и ошибок, либо обращается к комплексному интегратору, который, имея все необходимые ресурсы и опыт, успешно внедряет в производство заказчика комплексные решения.

Фото: Пресс-служба «Ростелеком»

Компании в системообразующих отраслях экономики, таких как промышленность, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, все отчетливее осознают необходимость комплексной цифровизации, а изменения в экономике подталкивают бизнес повышать эффективность производства. Обеспечить этот рост возможно либо за счет сокращения затрат, например сокращения фонда оплаты труда или снижения качества конечного продукта, либо благодаря применению цифровых технологий, к примеру внедрению искусственного интеллекта и других передовых решений, позволяющих улучшить показатели. Для многих компаний выбор в пользу второго варианта стал очевиден, поэтому цифровизация стала важным драйвером развития различных отраслей.

По данным компании «Ростелеком», до введения санкций в 2022 году на долю вендоров приходилось 47% поставок цифровых решений. Системные интеграторы занимали в этой структуре 29%, еще 24% бизнес внедрял усилиями собственных команд. Теперь доля интеграторов увеличилась до 56%, вендоров — упала до 12%, за собственными командами остается 32%.

«Ростелеком», будучи лидером в области цифровой трансформации бизнеса и импортозамещения на российском рынке (более 200 решений компании включены в реестр отечественного ПО), в новой экономической ситуации взял на себя роль комплексного IT-интегратора, ресурсы и компетенции которого позволяют заказчикам получить системное решение для повышения эффективности. В мае на конференции ЦИПР в Нижнем Новгороде был представлен проект «Территория», целью которого является создание новых отраслевых стандартов цифровизации и формирование основ цифровой независимости в РФ вместе с лидерами индустрий. Компания развивает проектные офисы, которые обладают экспертизой для реализации масштабных цифровых решений.

«В рамках проекта "Территория" компания "Ростелеком" развивает 16 проектных офисов по всей России и берет на себя роль цифрового интегратора и партнера для бизнеса и государства. Ключевые отрасли, на которые мы сделали фокус,— промышленность, энергетика, агропромышленный комплекс и туризм. Это те отрасли, с которыми мы будем работать в первую очередь и для которых мы будем разрабатывать цифровые продукты и решения. Такие же команды в этом году планируем сформировать еще минимум в 16–20 субъектах»,— рассказывает вице-президент по работе с крупными корпоративными клиентами ПАО «Ростелеком» Владимир Волков.

В «Ростелекоме» отмечают, что компания располагает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы выступать в роли системного интегратора и решать задачи любого масштаба. Также у нее уже выстроено взаимодействие с заказчиками из всех отраслей, включая крупные промышленные холдинги. Появление проектных офисов позволило добиться повышения скорости решения задач и еще больше приблизиться к заказчикам, создавая решения под их запросы.

Также открытие таких офисов обеспечило повышение уровня экспертизы. В частности, в Уральском федеральном округе в проекте «Территория» задействовано около трех десятков высококвалифицированных специалистов, вышедших из тех отраслей, задачи которых решают проектные офисы: энергетики, металлургии, горнодобывающей промышленности и других. Эти эксперты, во-первых, чувствуют проблемы и потребности заказчиков, связанные с цифровизацией, во-вторых, могут найти и предложить качественное решение этих проблем. Запуск проекта «Территория» потребовал от «Ростелекома» наращивания компетенций, поскольку компании потребовались специалисты, чья квалификация связана не с теми традиционными услугами, которые она предлагала на рынке, а с цифровизацией конкретных отраслей. Иначе говоря, сотрудник проектного офиса — профессионал, который видит ситуацию глазами клиента.

«В рамках реализации проектов заказчиков "Ростелеком" остается единым ответственным за их выполнение и дальнейшую поддержку решения. Индивидуальность подхода к каждому партнеру обеспечивает то, что решение формируется только по результатам аудита технологии и бизнес-процессов. Если необходимое решение отсутствует на рынке, создается новый продукт, который отвечает запросу. На сегодняшний день компания располагает широким продуктовым портфелем, включающим свыше 120 собственных решений, и ведет постоянный поиск и тестирование имеющихся на рынке разработок»,— отмечает Владимир Волков.

Услуги заказчикам «Ростелеком» предлагает по сервисной модели, позволяя избежать больших капитальных вложений за счет предоставления сервиса по подписке. Все рыночные решения исследуются, из них специалисты проектного офиса отбирают наиболее эффективные и подходящие клиенту на основании аудита.

Ключевой составляющей проектного офиса является центр компетенций. Сегодня заказчику уже неинтересно получать решения по цифровизации конкретных процессов, все чаще предприятия сами стараются сформировать стратегии цифровой трансформации, в рамках которых затрагиваются все имеющиеся процессы. В этом случае им приходится самим разбираться в качестве доступных на рынке продуктов, сравнивать и выбирать оптимальные варианты. Системный интегратор позволяет не тратить время и ресурсы и намного быстрее получить комплексное решение — внедрить ряд продуктов и получить синергетический эффект.

Ценность интегратора в том, что он может собрать комплексные решения от разных вендоров и выступить гарантом финансовой эффективности их внедрения. Специалисты проектного офиса выстраивают партнерскую сеть, анализируют рынок, либо подбирают наиболее подходящие существующие решения, либо создают их под конкретный запрос и в итоге заключают соглашение, которое предусматривает наилучшую стоимость реализации.

К основным группам проектов, реализуемых в рамках комплексной системной IT-интеграции, относятся: автоматизация объектов, создание платформ интернета вещей, цифровых двойников, роботизация производства, создание системы технического обслуживания и ремонта, использование машинного зрения, создание BI-аналитики, SCADA-систем, биллинговых систем, реализация модуля предиктивной диагностики, внедрение систем управления промышленной безопасностью, реализация энергоэффективных проектов по энергосервисному контракту. Среди проектов, которые находятся в стадии реализации,— автоматизация стенда обкатки автомобилей, мониторинг аварийных ситуаций, реализация системы диспетчеризации химического производства, автоматизация котельных, создание цифрового двойника кислородно-компрессорного цеха.

Один из крупных проектов, реализуемых в Уральском федеральном округе,— создание цифрового двойника теплового узла города. Он предусматривает цифровизацию объектов генерации (электростанции, котельной), тепловой сети, объединение их в систему, которая позволит решить задачи оптимизации теплогидравлического режима, для повышения качества снабжение потребителей теплом и эффективной работы электростанций.

Проектные офисы были созданы в начале этого года, а цикл реализации каждого крупного проекта составляет от одного года и более, поэтому пока рано подводить итоги внедрения комплексных решений. Однако опыт специалистов, работающих в проектном офисе по отраслевым решениям «Ростелекома», говорит о том, что заказчик может рассчитывать на значительный экономический эффект. Например, создание цифровых двойников электростанций одной из крупнейших генерирующих компаний позволило увеличить ее маржинальную доходность на 2% за счет оптимизации состава работающего оборудования, режимов работы и перераспределения тепла. Также у специалистов офиса есть опыт реализации проекта цифрового горно-обогатительного комбината, в результате которого удельные затраты потребления электроэнергии на производство единицы продукции снизились на 3%. Если переводить эти показатели в деньги, в обоих случаях экономия составила более 50 млн руб. в год.

Артур Якушко

Вся лента