Без рабочего как без рук
В конце июня я ездила в Уфу — промодерировать круглый стол в рамках телемоста на Всероссийской ярмарке трудоустройства, и его главной темой было кадровое обеспечение промышленности. Компании из самых разных секторов производства обсуждали, что же им делать с нехваткой квалифицированных людей.
Действительно, в мае этого года рост ВВП России ускорился с 4,4% до 4,5% в годовом выражении, следует из данных Минэкономики. В январе—мае российская экономика выросла на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. По данным ведомства, основные драйверы роста — обрабатывающая промышленность и строительство. Развитие предприятий ожидаемо стимулирует спрос на рабочую силу.
Так, за первое полугодие этого года спрос российских работодателей на специалистов в промышленности вырос на 83% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, следует из данных Авито Работы. Схожие результаты показывает и аналитика hh.ru. Производство стало самой массовой сферой деятельности: доля вакансий для промышленных работников за первое полугодие текущего года составила 20,6% от общего числа предложений о работе, причем эта цифра растет при сравнении год к году. Самой высокооплачиваемой в первом полугодии текущего года стала профессия фрезеровщика со средней предлагаемой заработной платой для новых сотрудников 122 061 руб. в месяц. В топ-3 рейтинга также вошли профессии строгальщика и газорезчика со средними зарплатными предложениями 112 874 руб. и 109 781 руб. в месяц соответственно.
В то же время, по данным Росстата, уровень безработицы в очередной раз обновил исторический минимум, опустившись летом этого года ниже 2,7%. Рабочие места в стране искали лишь 2 млн человек. Более того, в перспективе эта ситуация сохранится — как ранее подсчитали в ЦМАКП, профили выпускников российской системы образования не соответствуют потребностям рынка труда РФ. К 2035 году студентов в стране окажется на 2,7 млн больше, чем требуется экономике. Выпускников колледжей и училищ будет, наоборот, не хватать: авторы доклада оценивают их грядущий дефицит в 3,6 млн человек.
В последние несколько лет число выпускников этих двух типов образовательных учреждений постепенно сравнялось: за пять лет численность выпускников СПО возросла на 17%, а выпускников ВПО — на 11%. Однако даже с учетом этой динамики несовпадение спроса и предложения неизбежно. В результате, как указывают авторы доклада, сейчас российская система как высшего, так и среднего профессионального образования «полностью не готова к эффективному ответу на имеющиеся и перспективные вызовы» — это прежде всего проявляется в наличии «мощнейших структурных дисбалансов между спросом и предложением специалистов как по уровням системы образования, так и по группам профессий и специальностей».
Для решения этой проблемы региональные работодатели предлагали самые разные варианты: и точечно завозить мигрантов, и больше работать со школьниками и студентами, и усовершенствовать правила целевого набора. И даже — что сейчас кажется немыслимым — вернуть целевое распределение после колледжей и вузов. Каждый из этих инструментов, впрочем, имеет свои недостатки.
При этом зачастую незаслуженно забыт оказывается HR-брендинг — развитие и позиционирование бренда работодателя, который, будучи грамотно выстроенным, может сократить время найма и снизить текучесть сотрудников. Особенно востребованным он будет у молодого поколения — как раз того, которое сейчас приходит на рынок труда.