«Мы измеряем человекоцентричность скоростью закрытия вакансий и доверием сотрудников»
Руководитель направления, заместитель генерального директора ГК «Галс-Девелопмент» Андрей Чернуха — о том, как создать счастливую команду
За последний год уровень безработицы в стране несколько раз обновил показатель исторического минимума, и компаниям становится сложнее нанимать новых сотрудников и удерживать уже существующих. Чтобы быть более привлекательными для соискателей, передовые организации делают ставку на принципы человекоцентричности и регулярно анализируют, насколько компания соответствует требованиям своих работников. Руководитель функционального направления «Персонал и организационное развитие» компании «Галс-Девелопмент» Андрей Чернуха — о том, зачем компаниям строить счастье своих сотрудников и как его измерить.
Рынок соискателя
Сегодняшний рынок труда в России — это «рынок соискателя». Мы видим, что уровень безработицы за последний год уже несколько раз обновил показатель исторического минимума, и сейчас, по данным Росстата за апрель этого года, он не превышает 2,6%. Новые рабочие места в стране на данный момент ищут лишь 2 млн человек, в то время как в прошлом году эта цифра была на четверть выше — 2,5 млн.
Эта ситуация разительно отличается от реальности, в которой многие работодатели жили в 2010-х годах, когда на одну вакансию могло приходится более десяти соискателей и у компаний практически всегда была возможность выбирать. Однако после 2020 года все изменилось. Число рабочих рук в России сокращается, поскольку с рынка труда постепенно уходят многочисленное поколение рожденных в 1960-х, а количество молодежи, которая приходит на их место, пока не так велико. При этом, по данным Минэкономики, рост экономических показателей в 2023 году оказался самым высоким в стране за последнее десятилетие, не считая постковидного восстановительного рывка 2021 года. Поэтому у многих российских компаний сегодня есть потребность наращивать число сотрудников для развития своего бизнеса.
Отрасль девелопмента не является исключением: по оценкам опять же Минэкономики, девелопмент находится на третьем месте по показателям деловой активности (после общепита и оптовой торговли). Объем ввода жилья в России растет с каждым годом: за прошлый год он, по данным Росстата, составил 110,4млн кв. м — это максимальный показатель за всю историю страны. Поэтому неудивительно, что прирост вакансий в этой сфере обгоняет прирост резюме: по данным hh.ru, с начала этого года число первых выросло на 24%, в то время как вторых — только на 10%.
Девелоперы борются за кадры
Мы ожидаем, что отраслевой рынок труда будет дефицитным в стране и дальше. В ближайшие годы, согласно демографическому прогнозу Росстата, численность рабочей силы в России будет только сокращаться. При этом темпы прироста ВВП, по оценкам Минэкономики, продолжат оставаться достаточно высокими, что неизбежно приведет к росту спроса на жилые и офисные помещения. Значит, конкуренция за соискателей только увеличится, и девелоперам придется искать новые способы стать более привлекательными в качестве работодателя.
Один из важнейших подходов к решению вопроса кадрового голода заключается в удержании действующих сотрудников. Чтобы этого добиться, мы в компании сделали фокус на принципах человекоцентричности, когда основное внимание сосредоточено на сотрудниках, их потребностях и нуждах, при этом без ущерба бизнес-процессам. Надо сказать, мы начали применять человекоцентричный подход за несколько лет до того, как он стал устойчивым трендом в сфере управления человеческими ресурсами. Это дало нам определенную фору — мы не так сильно ощущаем кадровые проблемы, как иные коллеги по отрасли. Таким образом, сегодня именно наши сотрудники являются бизнес-партнерами и «внутренними заказчиками» компании, а она выступает не только источником средств к существованию работника, но и единомышленником, с помощью которого любой сотрудник растет как в профессиональном плане, так и лично.
Реализация принципа «счастливый сотрудник — эффективная компания» — это не только конкурентная зарплата, удобный офис и продуманная система мотивации. В наше время это уже базовый набор современного работодателя. Для эффекта синергии сотрудники должны расти через компанию, а компания — через сотрудников. Так, в 2022 году мы запустили «Галс Академию» — наш собственный учебный центр, объединяющий в себе и внешнюю, и внутреннюю экспертизу. Этот проект направлен на выстраивание системы комплексного развития персонала за счет разнообразных программ обучения, курсов и прочих инструментов.
Ключевая программа «Галс Академии» называется «Сила команды». Она представляет собой комплексный план развития руководителей и коллективов и разрабатывалась для создания единого управленческого стандарта «Галс-Девелопмент». «Сила команды» объединила в себе руководителей всех уровней и сфер. Изначально в 2021 году группы участников создавались по принципу основных бизнес-направлений, чтобы коллеги могли решать за счет программы реальные рабочие задачи и улучшить кросс-функциональное взаимодействие. Затем после крайне положительных отзывов коллег мы распространили ее так, чтобы охватить максимально возможное число сотрудников.
Также я уверен, что на показатель «счастливости» человека, в том числе на работе, влияет то, насколько сбалансированы разные аспекты его жизни и уровень стресса. Для поддержания этого баланса мы запустили программу «Галс Плюс», цель которой укрепить физическое, ментальное и духовное благополучие наших сотрудников. Программа включает спортивные, развлекательные и развивающие активности на любой вкус: занятия бегом, лыжами, плаванием, триатлоном, йогой, футболом, настольным теннисом, пением, поддержку психолога. После работы коллеги также могут сразиться друг с другом в настольные игры. А наша особая гордость — созданные с нуля хоккейная команда и команда чирлидеров, которые уже участвуют в соревнованиях и делают это вполне успешно. Для спокойных размышлений у нас есть «Галс Библиотека» с бестселлерами по управлению, саморазвитию, архитектуре, нон-фикшн и художественной литературой.
Счастье — понятие измеримое
Но как же оценить результаты нововведений и измерить, насколько твой сотрудник стал от них счастливее? Ответ на этот вопрос может дать специальное решение для измерения уровня счастья и удовлетворенности внутренними сервисами Happy Index. Это методика, которая позволяет оценить как лояльность, так и вовлеченность сотрудников. Почему важно оценивать оба эти показателя и в чем между ними разница? Если сотрудник лоялен к компании, это означает, что он готов продолжать в ней работать и будет рекомендовать ее в качестве работодателя своим знакомым. Однако из этого не следует, что он полностью вовлечен в рабочие процессы — он может не проявлять инициативу, не стремиться творчески подойти к выполнению своих задач. Напротив, сотрудник может проявлять все эти качества, однако, если уровень его лояльности к компании будет низким, работодатель рискует его потерять.
Мы проводим эти измерения у себя в компании с 2019 года и отслеживаем индекс счастья и его динамику после каждого нововведения, чтобы контролировать прогресс. Для себя мы установили принципиальную планку индекса: результат должен быть не менее 9 баллов. И сейчас по ряду параметров мы его даже превосходим. Таким образом, сегодня «Галс-Девелопмент» занимает первые места по показателю Happy Index как в рейтинге компаний—отраслевых работодателей, так и в целом по России. Мы хотели создать особую среду, где компания была бы не только твоим работодателем, но и другом, единомышленником. И как показывают результаты исследования такого, казалось бы, неизмеримого и для всех разного понятия, как «счастье», у нас это получилось.
Кроме того, человекоцентричной компании легче привлекать и выращивать молодые кадры. Мы в компании «Галс-Девелопмент» еще в 2021 году запустили программу стажировок «ProДвижение». Ее цель — привлечь к нам на работу молодых специалистов, а также сформировать резерв кандидатов с высоким потенциалом. За три года стажировку в компании прошло более 150 студентов крупнейших вузов страны, среди которых: РУДН, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МГСУ и др. Большинство из них стажировались у нас в течение года, совмещая рабочую нагрузку с учебной. Наша главная задача здесь: дать стажерам полноценный опыт работы в компании, поэтому мы погружаем их в корпоративную культуру, даем доступ к партнерским, спортивным и обучающим сервисам.
Программа показала свою высокую эффективность: по итогам только прошлого года около 25% стажеров получили предложение о работе в «Галс-Девелопмент» и переведены в штат. В целом 14% наших вакансий заполняется кадровым резервом, в который входят как наши стажеры, так и сотрудники, которым интересны внутренние переводы в рамках компании.
В целом же средний срок закрытия вакансий у нас составляет 23 дня, из них 31% вакансий закрывается по рекомендации действующих сотрудников в рамках нашей реферальной программы. Таким образом, можно сказать, что мы измеряем человекоцентричность скоростью закрытия вакансий и доверием сотрудников.