Платформенная экономика

В чем выгода маркетплейсов для бизнеса

Организация технологического партнерства — важная задача для современного бизнеса. Объединять интересы поставщиков и покупателей помогают платформенные IT-решения. Одним из ярких примеров является проект «Северстали» Платферрум — первый появившийся в России маркетплейс металлопроката. Он не только предоставляет широкий выбор товаров и услуг, быстрый доступ к спросу и гибким условиям.

Фото: Предоставлено пресс-службой Платферрум

Одной из ключевых задач для современной промышленности становится налаживание бизнес-процессов. В 2024 году «Иннопром» посвящен теме технологического партнерства, в частности, несколько сессий выставки связаны с обсуждением цифровых платформ. Трансформация экономики, связанная с переходом на платформенные решения, является частью нацпроекта «Экономика данных», вопросы реализации которого обсуждались на полях Петербургского международного экономического форума. На ПМЭФ было объявлено, что цифровые платформы должны быть сформированы во всех отраслях экономики и социальной сфере. В течение шести лет планируется переход на использование отечественных цифровых решений для 80% крупных компаний.

Участники рынка сравнивают подобные решения с популярными маркетплейсами для заказа продуктов или одежды. Только платформы упрощают и ускоряют не доставку товаров до двери дома, а взаимодействие между продавцом и покупателем в промышленности, принципы удобства и цифрового взаимодействия остаются теми же. Онлайн-площадки внедряются в большинство сфер производства, такие как нефтехимическая отрасль и агропромышленный комплекс, и буквально перестраивают цепочки поставок и механизмы сделок — посредников заменяют цифровые сервисы.

Сферой активного внедрения платформенной экономики стала металлургия. Согласно исследованию веб-интегратора «Факт», проведенному в 2023 году, предпосылкой к развитию E-commerce в этой сфере является изначально высокий уровень автоматизации процессов производства и продажи. Наиболее крупные компании начали внедрение подобных технологий 3–5 лет назад, в большей степени эти решения направлены на B2B-рынок. О существовании платформ для онлайн-торговли металлопрокатом, согласно исследованию «Северстали», знает 97% участников рынка, используют такие площадки пока две трети из них (68%).

Фото: Предоставлено пресс-службой Платферрум

«На сегодняшний день на рынке металлопроката, как и в целом в сегменте B2B, электронная торговля развита достаточно слабо. По разным оценкам, через онлайн-каналы реализуется от 1% до 5% продукции в зависимости от отрасли. Тем не менее, на сегодняшний день в России насчитывается порядка 20 интернет-площадок для купли-продажи металлопроката: агрегаторы, доски объявлений, интернет-магазины, маркетплейсы»,— отметил генеральный директор Платферрум Кирилл Трояновский.

Платферрум — проект «Северстали» — является первым появившимся в России маркетплейсом металлопроката. Сейчас к нему подключено более 170 отечественных поставщиков металлопроката федерального и регионального уровней. Закупают продукцию через Платферрум представители разных отраслей: строители, промышленные производства, металлообрабатывающие предприятия. При этом среди них как малые и средние, так и крупные предприятия.

Сервис ориентирован на широкий и вторичный рынок изделий металлопроката, а не госкорпорации или государственные структуры. Это позволяет заказывать необходимую продукцию компаниям, которые не работают с крупными тендерами и не участвуют в государственных заказах. География продаж: Центральный, Северо-Западный, Южный и Уральский федеральные округа.

«Пожалуй, возможности Платферрум на сегодня самые широкие: большая база поставщиков, несколько вариантов оформления заказа (через каталог или через заявку), предоставление отсрочки платежа, логистические решения, программа лояльности. Для ускорения и оптимизации работы мы прорабатываем возможность интеграции с системами учета поставщиков и клиентов»,— рассказал Кирилл Трояновский.

Поставщикам маркетплейс заменяет собственную онлайн-витрину, после создания которой возникает необходимость в привлечении клиентов. Как и другие известные онлайн-платформы, Платферрум предлагает размещение рекламы, что не только расширяет зону партнерства маркетплейса, но позволяет компаниям увеличить аудиторию покупателей и расширить географию присутствия.

Одной из особенностей платформы являются предлагаемые услуги и сервисы, в частности финансовые инструменты. Так, при оформлении заказа клиентам доступна отсрочка платежа, которую предоставляет именно Платферрум. Этот способ оплаты схож с факторингом или коммерческим кредитом: клиенты могут оформлять покупки у подключенных к площадке поставщиков с отсрочкой платежа, при этом поставщик получает средства за заказ сразу после отгрузки, а деньги клиент будет должен не ему, а площадке.

Как пояснил Кирилл Трояновский, появление новых финансовых инструментов и гибких систем оплаты позволяет осуществлять покупки более эффективно, а следовательно, стимулировать развитие E-commerce в целом. Площадка открыта для сотрудничества с банками и другими финансовыми компаниями для разработки удобных клиентам услуг. Эксперты подчеркивают, что именно развитие финансовых технологий станет точкой роста E-commerce в ближайшие годы.

Для удобства клиентов Платферрум предлагает разнообразные логистические решения, которые позволяют осуществлять более десятка транспортных компаний, осуществляющих перевозки по всей России.

По словам Кирилла Трояновского, предложение сопутствующих услуг и сервисов может побудить клиентов заказывать продукцию онлайн: «В одних случаях сделки осуществляются только напрямую с поставщиком, в других — заявка и счет формируются прямо на сайте, поэтому возможны разные виды оплаты и доставки. Иногда при добавлении товара в корзину сразу предлагаются сопутствующие услуги: резка, металлообработка, доставка».

Некоторые IT-решения Платферрум стали новшеством для сферы онлайн-торговли. Например, команда проекта разработала IT-модуль, который автоматизирует передачу данных от поставщиков на «витрину» маркетплейса. Для обработки и упорядочивания данных использовалось машинное обучение (ML-модель).

«Клиент должен в короткие сроки получать ответ от поставщика, иметь возможность оперативно сравнить цены и выбрать лучшее предложение. Помимо скорости, бизнес ценит безопасность и надежность, поэтому мы проверяем поставщиков при подключении. Сейчас мы тестируем функционал “безопасной сделки”, которая позволит по сути проводить финансовые операции через нас и защищать данные от третьих лиц»,— рассказал Кирилл Трояновский.

Перед торговыми онлайн-площадками стоят определенные вызовы. Один из них: медленный переход компаний на новые решения или нежелание менять бизнес-процессы. И хотя это вопрос времени, для B2B-сегмента принятие подобных решений проходит дольше.

«Мы понимаем, что перед покупкой могут быть проведены не одни переговоры. Онлайн-площадки не могут полностью заменить живую коммуникацию, которая, безусловно, важна в бизнесе. Но когда мы показываем клиенту реальную выгоду времени и затрат, у него не остается возражений,— считает господин Трояновский.— Когда онлайн-площадки смогут закрывать большинство болей клиента, тогда случится этот переход. И для этого есть все возможности, а мы их активно используем».

Реклама, 16+

АО «Северсталь Платформа»

АО «Северсталь Платформа»

Реклама

Вся лента