Стала зачищаться моя кооперация
Ксения Дементьева о приведении в порядок рынка КПК
24 июля Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, позволяющий Банку России оперативно приостанавливать деятельность недобросовестных кредитных потребительских кооперативов (КПК) и выводить их с рынка. При наличии серьезных нарушений законодательства и установленных требований ЦБ получает право исключать КПК из реестра таких кооперативов. После исключения кооператив в течение не более чем 360 дней обязан полностью вернуть пайщикам привлеченные от них средства. При наличии у КПК признаков несостоятельности ЦБ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом, а КПК — обжаловать действия регулятора.
Юрлицам, которые не являются кредитными кооперативами, проектом запрещается заниматься организацией финансовой взаимопомощи своим членам в рамках закона «О кредитной кооперации». Закон вступит в силу через 180 дней после его официального опубликования.
По данным Банка России, на 23 июля в реестре было зарегистрировано 857 действующих КПК, еще 513 КПК находятся в стадии ликвидации или реорганизации.
Рынок КПК стал последним из микрофинансовых, к расчистке которого приступил ЦБ. До этого аналогичные права регулятор получил в части МФО и ломбардов, что позволило значимо снизить их число.
Возможно, до кредитных кооперативов добрались в последнюю очередь потому, что они осуществляют кредитование в закрытой форме и на первый взгляд обслуживают не такие значительные массы населения, как МФО или ломбарды. КПК — добровольное объединение пайщиков в целях удовлетворения их же финансовых потребностей. Кооператив имеет право принимать сбережения от пайщиков или сторонних организаций под процент, а вот выдавать займы — только своим пайщикам. По духу КПК похожи на кассы взаимопомощи, которые существовали на советских предприятиях.
И, возможно, именно эта схожесть позволяет недобросовестным КПК, имея официальный статус, по сути, иногда быть финансовыми пирамидами, оставаясь абсолютно легальными участниками рынка. По оценкам эксперта Финансового университета при правительстве РФ Марата Сафиулина, менее 1% пирамид по статистике сейчас могу быть в форме кооператива. Однако, учитывая среднее количество пайщиков в одном КПК, а также масштабы потерь на одного вовлеченного в такую пирамиду человека, проблема выглядит весомой. Так, по данным господина Сафиулина, средний чек пострадавших от «пирамидальных» КПК — более 500 тыс. руб., при этом в ловушку попадают наиболее доверчивые пожилые люди. Поэтому сегмент КПК не менее других нуждается в расчистке.