Отели оценили невозврат

Выгодно ли бизнесу не выплачивать средства отказавшемуся от номера клиенту

Власти уточнили, когда не могут применяться невозвратные тарифы для отелей. Идею ввести такие условия по аналогии с авиабилетами обсуждают несколько лет, но сейчас Минэкономразвития ее доработало. Ведомство прописало форс-мажорные обстоятельства: деньги вернут в случае болезни или смерти клиента или его родственников. В остальных же случаях при отказе от проживания по невозвратному тарифу придется оплатить полную стоимость услуг. По замыслу властей, это снизит риски для отельеров, которые ежегодно теряют около 20 млрд руб. на таких отменах.

Впрочем, де-факто бизнес уже применяет невозвратные тарифы, отметил управляющий партнер Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич: «В отелях существует такая практика, когда гость не гарантирует бронь карточкой и не въехал в номер до 18:00, резервирование должно быть снято. Или, наоборот, если потенциальный клиент гарантировал эту бронь и не заехал, то мы с него взимаем эти деньги.

Понятно, что для отелей в 20 номеров такая история была бы критичной. Если они накидают себе гарантированные бронирования на месяц вперед, им будет значительно проще жить и формировать загрузку дальше. Но невозвратный тариф дешевле. Соответственно, при условии, что сейчас загрузки очень высокие, оператор и отель могут терять в доходности.Тут вопрос договоренностей. Представим себе другую ситуацию: есть какой-то очень классный корпоративный клиент, он забронировал номера на группу, и мы им выставили невозвратные тарифы. Но через какое-то время клиент говорит: "Простите, но мы вынуждены отменить бронь, руководство передумало". У нас такое было несколько раз.

Но если такому проверенному клиенту сказать, что мы не вернем ему деньги, потому что у нас такая политика, его корпорация в наш отель больше не вернется».

Возврат денег за отмененный заезд нередко становится предметом споров между отельерами и клиентами. И суды обычно занимают сторону последних, отметил управляющий комплексом «Морская Феерия» в Севастополе Максим Базурин. В том числе поэтому бизнес готов идти навстречу, отмечает собеседник “Ъ FM”: «Люди, немного разбирающиеся в потребительском законодательстве, начинают грозиться судами, которые становятся на сторону потребителей.

Были прецеденты, когда при любой формулировке бронирования — клиенты называли это авансом, предоплатой — гостиницы все равно обязывали возвращать деньги, если гости не смогли заехать. Поэтому с некоторых пор мои коллеги как бы ни называли тарифы — невозвратные, возвратные, еще как-то — при настойчивом требовании вернуть аванс, соглашаются на это».

Невозвратные тарифы позволят клиентам сэкономить, ведь они будут дешевле обычных, уверены чиновники. Иногда дисконт доходит до 30%, подтверждали “Ъ FM” отельеры. При этом возможность выбора у путешественников останется. Но в случае легализации этой нормы снижения цен не произойдет, уверен председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин:

«На стоимость номера в гостинице влияет спрос. ФАС часто не понимает и расследует, каким образом устроено ценообразование, есть ли там какая-то логика. Иногда повышение цены происходит просто из-за того, что компании предполагают, что люди поедут в определенный момент, и цены можно задирать до максимума. Что касается опции невозвратного тарифа, скорее всего, произойдет следующее: цены поднимутся на 5-10%, а по невозвратным тарифам будет та же стоимость, которая была раньше. Просто вернуть деньги за услугу, которой вы не воспользовались, уже будет нельзя».

В Минэкономразвития подтвердили РБК, что доработали законопроект о невозвратных тарифах. Ввести их предлагается с 1 марта 2025 года.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Корякин

Вся лента