«Это депрессивные территории. Их надо просто спасать»

Участники «Иннопрома» обсудили развитие промышленности в Екатеринбурге

Глава Екатеринбурга Алексей Орлов в ходе выступления на международной промышленной выставке «Иннопром» заявил о проблемах малых производственных компаний, анонсировал включение в программу комплексного развития территории (КРТ) строительство промышленных объектов и отметил необходимость ускорить развитие промышленного комплекса в городе. Участники сессии призвали власти обеспечить представителей малого и среднего бизнеса земельными участками в черте города и помещениями «со всеми коммуникациями». С подробностями — корреспондент «Ъ-Урал» Василий Алексеев.

Глава Екатеринбурга Алексей Орлов считает, что городу необходимо ускоренное развитие промышленного комплекса

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Сессию «Формирование промышленного потенциала крупнейших городов и агломераций России» на международной промышленной выставке «Иннопром» открыл глава Екатеринбурга Алексей Орлов. Он отметил, что городу необходимо ускоренное развитие промышленного комплекса и новых технологий. «Мы фиксируем рост объема отгруженной продукции практически по всем видам обрабатывающих производств и предполагаем, что по итогам 2024 года он превысит 1 трлн руб. Тем не менее, нам необходим качественно новый уровень развития экономики»,— подчеркнул мэр.

По словам господина Орлова, в число наибольших проблем малых производственных компаний вошли потребность в земельных участках, производственных площадях, рынке сбыта, дефицит кадров и высокая стоимость заемного финансирования.

Алексей Орлов заявил, что для решения вопросов бизнеса власти планируют усовершенствовать механизм КРТ, включив в программу строительство промышленных объектов. «Москва, отдавая земельные участки под комплексное развитие, думает в том числе про размещение промышленных объектов, которые не предполагают большой санитарно-защитной зоны. Места применения труда должны быть в непосредственной близости от тех мест, где производится жилищное строительство. Это правильный путь, по которому надо идти»,— сказал он.

Господин Орлов добавил, что городские власти поддерживают развитие экономических зон, индустриальных парков и технопарков. «Рассматривается заявка о третьей очереди особой экономической зоны "Титановая долина" в Сысертском городском округе»,— добавил он.

Генеральный директор группы «Синара» Михаил Ходоровский отметил, что власти Екатеринбурга и Свердловской области «слушают и слышат» компанию. «Мы можем обеспечить взаимовыгодный, как бы это цинично ни звучало, результат, который в конечном итоге очень важен для жителей города и области, ну и для бизнеса в том числе»,— сказал он.

Господин Ходоровский подчеркнул, что «Уральские локомотивы» приступили к строительству новых производственных площадей в 60 тыс. кв. м. для выпуска высокоскоростных поездов в Свердловской области. «Нужна протекция руководителей территории. Если мы с ними не будем обсуждать эти вещи и не находить совместных решений, мы не сможем обеспечить выполнение тех контрактов, в том числе и государственных, которые у нас есть. Достаточно большое количество средств, десятки миллиардов рублей», — пояснил он.

Президент Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП) Андрей Беседин отметил, что не у всех предприятий среднего и малого бизнеса есть промышленные площадки. «Строить самим, получать землю, выкупать, вести туда все сети — самоубийство, никакого бизнеса из этого не сделаешь»,— подчеркнул он. Господин Беседин призвал власти помочь предприятиям в получении помещений, оснащенных сетями и электричеством.

«Рынок Екатеринбурга — 1,5 млн человек, рынок Свердловской области — 4,5 млн человек. Один Екатеринбург, это как каждая прибалтийская страна. Есть, что делать»,— сказал он.

Вице-президент Российской Гильдии управляющих и девелоперов Андрей Бриль заявил о необходимости регулирования промышленных и жилых площадей в городе. По его словам, на старых промышленных территориях Екатеринбурга «высокопроизводительные, эффективные рабочие места давно убиты». «Там произошло замещение на довольно низкопроизводительную и не всегда понятную деловую активность. Большая ее часть находится в серой зоне»,— пояснил он.

Господин Бриль заверил, что девелоперы «спасают территории от непонятной активности». «В обыденном сознании фигурирует, что придут нехорошие злые девелоперы, убьют промышленные площадки и понатыкают там многоэтажек. На самом деле, все с точностью наоборот. Это депрессивные, убитые территории. Их надо просто спасать»,— сказал он.

Андрей Бриль отметил, что главным инвестором в стране на 85% является частный российский бизнес. «Государство и госкорпорации — это примерно 15%. Иностранцы, примерно 7%, 93% — это местные люди, причем региональные. Если говорить о крупном и малом среднем бизнесе, это примерно 50% на 50%»,— пояснил он и призвал не перекладывать на муниципалитеты и госорганы работу по развитию промышленности. Господина Бриль призвал повысить уровень образования кадров и создать комфортную городскую среду. «Это привлечет в город новых людей, квалифицированных, тех, которые нужны нам в новых отраслях»,— пояснил он.

После выступления спикеров модератор передал слово «эффективным управленцам на местах», которые присутствовали в зале. Генеральный директор «Уралхиммаша» Тамара Кобаладзе отметила, что предприятие предоставляет в аренду помещения, которые перестали использовать на производстве. «Очень много предприятий металлообработки, которые хотели бы с нами делать наши большие проекты»,— добавила она, отметив, что сдача помещений в аренду стало «социальной нагрузкой».

Генеральный директор компании «Эйбург» Сергей Евдокимов поддержал идею сдачи в аренду избыточных производственной площадей малому бизнесу.

«Нам нужно, чтобы предприятия, которые в советское время получили территории в центре города, делились ими с малым бизнесом. И мы готовы немного туда вкладывать»,— заверил он.

Коммерческий директор производственного объединения «Инсистенс» Константин Дрипапа рассказал, что его производство находится на территории завода «Уралшина». «Если мы будем размещать производство за пределами города, очень сложно кадры мотивировать ездить по полтора-два часа в одну сторону. Мы это проходили и считаем, что это печальный опыт»,— отметил он, призвав власти выделять землю бизнесу в черте города «со всеми коммуникациями».

Василий Алексеев

Читайте нас в Telegram , ВКонтакте

Фотогалерея

Промышленность с арабским колоритом

Смотреть

Вся лента