Минпромторгу дорога субсидия

Суд повторно рассмотрит иск о взыскании 63 млн рублей с «Челябкрансервиса»

Арбитражный суд Уральского округа встал на сторону Минпромторга РФ в споре с предприятием «Челябкрансервис» из-за субсидии, выделенной на разработку железнодорожных кранов. Ранее суды двух инстанций отказали министерству во взыскании 63 млн руб. с завода, который не уложился в сроки выполнения одного из этапов проекта. Кассационный суд решил, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для спора, были исследованы не полностью, и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Представители завода настаивают на том, что имели право на перенос сроков, и отмечают, что тяжба мешает нормально работать.

Федеральное ведомство почти два года добивается возврата субсидии

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Арбитражный суд Челябинской области заново рассмотрит иск Министерства промышленности и торговли России к ООО «Челябкрансервис» с требованием вернуть бюджетную субсидию в сумме более 63 млн руб. Такое решение принял Арбитражный суд Уральского округа по итогам рассмотрения кассационной жалобы федерального ведомства. Постановление опубликовано в картотеке арбитражных дел.

«Решение Арбитражного суда Челябинской области от 7 декабря 2023 года по делу и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2024 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области»,— говорится в решении суда.

Рассмотрение спора продолжается с октября 2022 года. Еще в 2017 году Минпромторг РФ и челябинское предприятие заключили соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в рамках реализации инвестиционного проекта по модернизации железнодорожного крана с увеличением грузоподъемности до 150 т и продлением срока службы до 15 лет. В 2022 году Минпромторг принял решение о досрочном расторжении соглашения с возвратом в полном объеме субсидии в размере 50 млн руб., а также процентов за пользование чужими деньгами в сумме более 13 млн руб. в связи «с недостижением запланированных целевых индикаторов и показателей результативности» по трем последним этапам проекта.

ООО «Челябкрансервис», не признавшее иск, обращалось в министерство с просьбой продлить срок реализации проекта, включенного в перечень приоритетных по импортозамещению и развитию машиностроения, на основании постановления правительства РФ №308 «О поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших от введения ограничительных мер со стороны иностранных государств», но, по словам руководства предприятия, получило немотивированный отказ. В суд ответчик также предоставил документы о том, что процесс переговоров о производстве новых кранов по заказу ОАО «РЖД» был приостановлен по инициативе заказчика, в связи с проведением специальной военной операции.

Арбитражный суд Челябинской области в декабре 2023 года отказал Минпромторгу РФ в удовлетворении исковых требований. Это решение подтвердил Восемнадцатый апелляционный суд в конце февраля этого года. Суды двух инстанций пришли к выводу, что претендовать на возврат денег федеральное министерство могло лишь в случае наличия доказательств нецелевого использования средств либо отсутствия у ООО «Челябкрансервис» права на получение субсидии.

Арбитражный суд Уральского округа посчитал эти выводы ошибочными, поскольку они основаны на неполном выяснении существенных фактических обстоятельств дела.

«При разрешении спора не дана оценка доводам сторон, представленным доказательствам, в том числе неопределено, достигнуты ли цели выдачи ответчику субсидии, не выяснены причины недостижения запланированных показателей результативности, добросовестность либо недобросовестность ответчика как получателя бюджетных средств не установлена, не исследован вопрос о том, предприняты ли ответчиком надлежащие меры к достижению показателей результативности, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие достижению показателей»,— говорится в решении кассационной инстанции.

ООО «Челябкрансервис» было создано в 2005 году в Челябинске. Изначально компания занималась ремонтом железнодорожных кранов, затем начала их модернизировать. С 2015 года разрабатывает собственные образцы оборудования. Сейчас предприятие производит две линейки железнодорожных кранов — дизель-гидравлические ФМ и дизель-электрические серии ЭДК. 100% уставного капитала организации принадлежит Владимиру Кантору. По итогам 2023 года выручка предприятия превысила 212 млн руб. (204 млн было в 2022 году), чистая прибыль — 98 тыс. руб. (1,3 млн).

Руководитель ООО «Челябкрансервис» Владимир Кантор сообщил “Ъ-Южный Урал”, что судебное разбирательство с Минпромторгом мешает нормальной работе предприятия. «По причинам, которые для нас остаются загадкой, Минпромторг РФ последние пару лет решительно настроен придушить проект по разработке мощных стреловых кранов. Истца не остановил даже проигрыш в двух судебных инстанциях. Он продолжает судебную тяжбу, в то же время уклоняясь от какого-либо общения с нами или обсуждения данной ситуации. Тот факт, что даже наличие самого иска от Минпромторга, пусть и необоснованного, препятствует нам вести нормальную деятельность — заключать контракты, участвовать в тендерах, кредитоваться, сотрудников министерства, видимо, не тревожит»,— говорит Владимир Кантор.

Гендиректор «Челябкрансервиса» подчеркивает, что результатом НИОКР, затраты на которые частично компенсировала бюджетная субсидия, стал кран ФМ-150 грузоподъемностью150–200 т, не имеющий российских аналогов. Это оборудование запущено в серийное производство.

Юлия Гарипова

Вся лента