Сенаторам ослабили привязку
Дума смягчила «ценз оседлости» для кандидатов в члены Совета федерации
Госдума во вторник одобрила в окончательном, третьем чтении поправки к федеральному закону «О порядке формирования Совета федерации», расширив список исключений из так называемого ценза оседлости. Отныне требование о длительном сроке проживания на территории региона не будет распространяться на кандидатов в сенаторы из числа министров, их заместителей, а также большого перечня других федеральных должностей. Кроме того, по отношению к представителям новых субъектов в Совфеде до 2030 года решено вовсе не применять никаких ограничений.
Согласно действующему закону, «ценз оседлости» предполагает, что кандидат в сенаторы должен в течение пяти лет постоянно (или не менее 20 лет в совокупности) проживать на территории региона, который он будет представлять в верхней палате. При этом существует ряд исключений — для действующих парламентариев от этого субъекта, высших офицеров, а также федеральных чиновников, чей классный чин соответствует генералу армии. Кроме того, требование не распространяется на лиц, которые в совокупности пять лет отработали в статусе послов и сенаторов или же замещали государственные, федеральные и муниципальные должности на территории данного субъекта.
Согласно поправкам, авторами которых выступили глава думского комитета по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко (ЛДПР) и его первый заместитель Геннадий Панин (ЕР), теперь исключение будет распространяться на всех, кто совокупно не менее пяти лет «замещает или замещал государственные должности» вне привязки к региону. К их числу относятся министры, депутаты и сенаторы, судьи Конституционного, Верховного и федеральных судов, глава, заместители и аудиторы Счетной палаты, члены Центризбиркома, уполномоченные по правам человека и предпринимателей и проч.
Кроме того, «ценз оседлости» не будет применяться к федеральным чиновникам категории «руководители» высшей группы должностей, назначаемым президентом, если их классный чин соответствует воинскому званию высшего офицера.
Речь идет о заместителях министров «силового» блока, а также о большом перечне сотрудников президентской администрации — от ее руководителя до полномочных представителей главы государства в федеральных округах.
Как пояснил “Ъ” Алексей Диденко, расширение списка исключений из «ценза оседлости» связано с тем, что многие чиновники в силу регулярных ротаций не всегда успевают провести обозначенный срок на территории конкретного субъекта, но «являются высокими профессионалами» и могут представлять его в верхней палате.
Также поправки вплоть до 1 января 2030 года исключают «ценз оседлости» для кандидатов в сенаторы от Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. По словам господина Диденко, это требование и сейчас не распространяется на представителей данных регионов, где, согласно конституционным законам об их вхождении в состав РФ, действует переходный период. Продление нормы сразу до 2030 года объясняется «особенностями построения публичной власти» в новых субъектах, добавил парламентарий: «Не факт, что нормой воспользуются, но потенциально такая возможность сохраняется».
Глава комитета Совета федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, выступивший соавтором поправок, заявил “Ъ”, что согласен с необходимостью сделать исключение для новых регионов, где сейчас идут боевые действия.
Директор центра госслужбы и управления РАНХиГС Тигран Занко считает, что законодательные изменения свидетельствуют о повышении уровня требований к сенаторам: «Лица, имевшие в своем послужном списке назначения такого высокого уровня, уже прошли в системе государственного управления значительный путь, имеют за плечами опыт работы в публичной сфере и, соответственно, могут эффективно применять свои знания и опыт в Совете федерации, представляя интересы регионов».