Несмотря на усилия научного сообщества, доля сдающих ЕГЭ по физике снижается

Кандидат физико-математических наук Фарит Закирьянов — о снижении популярности естественнонаучных дисциплин среди молодежи

За последние пять лет число сдающих ЕГЭ по физике уменьшилось в два раза. По словам доцента кафедры теоретической физики Уфимского университета науки и технологий, председателя Республиканской предметной комиссии по проверке ЕГЭ по физике, доктора физико-математических наук Фарита Закирьянова, ситуация продолжает ухудшаться. Ученый считает, что усилия педагогического и научного сообщества пока не могут переломить ситуацию из-за инерционности и долговременности процессов в системе образования. В то же время, уверен эксперт, обстановка в стране и мире требует переориентации в сторону естественнонаучных и технических дисциплин.

Фото: Пресс-служба УУНиТ

По данным статистического отчета Регионального центра обработки информации (учредитель — министерство образования Башкирии) (РЦОИ), с 2021 по 2023 годы число сдающих ЕГЭ по физике уменьшилось на 35,5% — с 3,9 тыс. до 2,5 тыс. человек. Снизилась и доля выпускников, пришедших на экзамен по этому предмету — с 22,7% до 16,3% от общего числа участников госэкзамена. Такая же картина наблюдается в целом по стране, где за последние пять лет число сдающих физику уменьшилось в два раза, в связи с чем в 2023 году собирался Всероссийский съезд учителей физики.

Тенденция сохранилась и в 2024 году — из 2,7 заявленных участников реально на экзамен по физике пришли 2,5 тыс. выпускников. В числе причин ситуации в отчете РЦОИ называется «значительная недоработка профессионального сообщества учителей физики». Сами учащиеся поводом для отказа от сдачи дисциплины называют непредсказуемость заданий, их несовпадение с демонстрационным вариантом, что приводит к неуверенности выпускников в собственных силах.

Но одна из причин заключается в несбалансированности экзаменов по физике и информатике по уровню сложности, так как задания по информатике более легкие. Связь между этими дисциплинами состоит в том, что результаты ЕГЭ по информатике учитываются при поступлении на технические специальности как альтернатива экзамену по физику. В результате на экзамен по информатике в 2024 году пришли 3,3 тыс. выпускников — они выбрали более легкий предмет. Трудозатраты при подготовке к двум экзаменам должны быть одинаковыми для сдачи на один и тот же балл, чтобы ЕГЭ по информатике не был альтернативой его сдачи по физике.

Одним из последствий уменьшения интереса к физике является низкий уровень знаний среди первокурсников, что естественным образом приводит к снижению общего уровня выпускников. Но без глубокого понимания физики у нас не будет реальных технологических прорывов. Цитируя Виктора Садовничего, ректора МГУ им. М. В. Ломоносова, «качество преподавания физики является элементом национальной безопасности страны».

Надо иметь в виду, что для увеличения интереса учащихся к физике и сопутствующим «техническим» дисциплинами делается многое — профориентационные мероприятия с учениками, «дни открытых дверей», проводимые, например, физико-техническим институтом УУНиТ и другими подразделениями вуза, в том числе совместно с Евразийским научно-образовательным центром. Важную роль в популяризации предмета оказывает портал физикадлявсех.рф и тематические Telegram-каналы. Также для привлечения абитуриентов на «технические» специальности в этом году были предприняты попытки изменить КИМ ЕГЭ по физике: число заданий сокращено с 30 до 26, из второй части работы удалена расчетная задача высокого уровня сложности, сокращен общий объем проверяемых элементов содержания, а также спектр проверяемых элементов содержания в заданиях базового уровня с кратким ответом.

Хоть и «переломить» ситуацию до сих пор не удалось, ожидать быстрого крена в сторону популярности естественнонаучных дисциплин, как бы этого не хотелось, неразумно, так как процессы в образовательной системе чрезвычайно инерционны, они затрагивают общество целиком. Изменение направления вектора даст результат, условно, через одно поколение.

Вся лента