Стерильная судьба
Вышла документальная лента о Диане Арбениной
8 июля Диане Арбениной исполнилось 50 лет. По случаю юбилея онлайн-кинотеатр KION выпустил посвященный лидеру группы «Ночные снайперы» фильм под простым названием «Арбенина». Игорь Гаврилов решил, что документальным его можно назвать с большой натяжкой.
«Арбенина» начинается с постановочной сцены: глава KION Игорь Мишин звонит лидеру группы «Ночные снайперы» Диане Арбениной и делится с ней желанием снять про нее фильм к юбилею. Певица реагирует скептически и просит прислать ей сценарий. При этом съемка уже идет, и певица это понимает, и зрители понимают, что она понимает. Это условности жанра, но вот сам этот жанр — не документальный фильм в полном смысле этого слова, а монолог успешного артиста.
Такой жанр тоже имеет право на существование, и KION в нем преуспел — достаточно вспомнить ленты об Анне Асти и о Zivert. Вопрос только в том, насколько он к лицу певице, которая позиционирует себя как рок-артист, самостоятельно управляющий своей судьбой.
Съемочная группа проживает с Дианой Арбениной целый день, и этот день проходит в дистиллированном мире, в городе, у которого нет названия. За рулем своего «Мерседеса» Диана Арбенина перемещается от одной условности к другой. От кафе к боксерскому клубу, от футбольного поля, где тренируется ее дочь, к репетиционной базе с музыкантами, похожими друг на друга, как пешки на шахматной доске. Создатели ленты не обошлись без семейных видео, очень трогательных, как все семейные видео. Очень бегло коснулись и периода сотрудничества со Светланой Сургановой, которая была со скандалом изгнана из группы, но уж к сегодняшнему-то дню, надо понимать, забыла все обиды.
В фильме есть сегодняшняя группа «Ночные снайперы», по сути — аккомпанирующий состав Арбениной, но нет индустрии.
Что за рынок, на котором функционирует прославленный коллектив? Что там за радиостанции, кто поет на рок-фестивалях, что это вообще за город и что за страна, какой день на календаре? Непонятно.
Это могло бы быть приемом, но все же он был бы уместнее, коли речь шла бы о поп-певице — как в фильме об Анне Асти «Путь Феникса» (см. “Ъ” от 28 октября 2023 года).
Впрочем, сближения с миром поп-музыки — вроде дуэтов с Григорием Лепсом или эстрадных телеконкурсов — Арбениной давались легко, да и ее фанатов не особенно расстраивали. Так что стерильный фильм о судьбе певицы вполне органично встраивается в каталог ее работ. А «жести» авторы все же добавили.
Диана Арбенина упоминает в своем монологе о периоде употребления наркотиков, после которого она пришла к Богу. Эти эпизоды лишены деталей и рассказаны настолько шаблонно, что никакой боли от них не чувствуется. Да и с кем, мол, такого не было? Это ж рок-н-ролл. И в любом случае все уже в прошлом.
Супероткровенными могут показаться разговоры Дианы Арбениной о двоих ее близнецах.
О своем материнстве певица рассказывает много, с удовольствием и не в первый раз. Но за 14 лет после рождения Артема и Марты в прессу ни разу не просочились ни имя, ни фото их отца (согласно принятой версии — американского бизнесмена русского происхождения). Представить себе такое в эпоху вездесущих папарацци и Telegram-таблоидов сложно, но Арбенина, видимо, всех переиграла. К тому же отец, если верить артистке, умер.
Да и с какой стати так глубоко погружаться в личную жизнь певицы, если перед нами — юбилейный панегирик, а в кадре — счастливая и даже, по ее собственным словам, влюбленная 50-летняя женщина, символ успеха?
Если бы «Арбенина» была документальным фильмом, в нем бы, вероятно, рассказывали о том, как мужественная женщина решает, играть ли по правилам новой жизни, чтобы сохранить карьеру, публику, возможности. Но перед нами юбилейная открытка, а вот сделан ли выбор, до сих пор непонятно.