Помпеи — сундук с сокровищами, который никогда не перестанет удивлять
Фрески удивительной красоты из «Темной комнаты»
В начале апреля научный мир потрясло поистине сенсационное открытие помпейских археологов. В Инсуле 10 IX региона Помпей в северной части Via di Nola, самой длинной помпейской улицы, был обнаружен триклиний, украшенный невероятной красоты фресками, которые, даже по предварительным оценкам археологов и искусствоведов, можно считать едва ли не лучшими из когда-либо найденных в Помпеях.
По горячим следам в помпейском археологическом вестнике был опубликован подробный отчет, авторами которого стали участники раскопок: Габриэль Цухтригель, Людовика Алессе, Доменико Эспозито, Дженнаро Иовино, Аннамария Перротта, Алессандро Руссо, Клаудио Скарпати, Аузилия Трапани.
В одной темной-темной комнате
Огромный пиршественный зал, 15х6 м, сразу же получивший название «Темная комната» из-за цвета стен, украшен двумя фресками тончайшей работы. Одна изображает Париса и Елену. Тут у ученых нет никаких сомнений. На это ясно указывает надпись прямо в середине композиции: ΛΕΞΑΝΔΡΟΣ ΕΛΕΝΗ. Александр — второе имя Париса. Он одет в роскошный восточный костюм с узнаваемым фригийским колпаком и штанами, которые в античные времена носили только варвары. Лежащая у его ног огромная пастушеская собака и посох указывают на то, что в юности царевич, который, согласно пророчеству, должен был погубить Трою, был изгнан из родного города и пас овец. Рыжеволосая красавица Елена, закутанная в дорогое полупрозрачное покрывало, явно благосклонно выслушивает предложение Париса о побеге, а стоящая рядом с ней служанка с изумлением смотрит на госпожу.
На второй фреске подписей нет, но лира, на которую опирается юноша, и лавровый венок у него на голове позволяют предположить, что это Аполлон, а тема Троянской войны, заданная первой фреской, дает исследователям основания считать, что сидящая напротив него девушка, также увенчанная лавром,— это Кассандра, троянская царевна, которую влюбленный в нее Аполлон наделил даром прорицания. Когда же Кассандра отвергла его любовь, Аполлон в наказание сделал так, чтобы ее пророчествам никто не верил.
В первый момент археологи выдвинули гипотезу, что черный цвет был выбран, чтобы скрыть пятна копоти от масляных ламп, но вряд ли это стало бы главным мотивом для богатого и влиятельного владельца шикарной помпейской виллы. Скорее можно предположить, что он рассчитывал, что выполненные в нежно-золотистых и голубых тонах фрески будут эффектно смотреться на черном фоне. «В мерцающем свете (светильников) картины, вероятно, казались почти ожившими»,— восторгается директор помпейского археологического парка Габриэль Цухтригель.
Головоломные потолки и узорные полы
В здании сохранился великолепный расписной потолок. Правда, во время гибели города он обрушился на пол, и теперь археологи собирают его по крошечным кусочкам, как пазл. Но оно того стоит. Мельчайшие обломки складываются в роскошную живописную картину, написанную яркими смелыми мазками. Пожалуй, ни в одном из помпейских домов не сохранилось похожей живописи, напоминающей дворцовые росписи эпохи барокко и классицизма. Доктор Алессандро Руссо в интервью BBC подчеркнул, что эта фреска редчайшего качества говорит о высоком статусе хозяина виллы. Впрочем, это ясно и простому смертному. В Темной комнате сохранились в практически безупречном состоянии и мозаичные полы. Напольные мозаики встречаются почти во всех римских виллах и публичных зданиях, но эта поражает даже опытных помпейских археологов изяществом линий, насыщенностью красок и богатством декора.
История отношений
Пир, или по-древнегречески симпозий (совместная попойка), играл важнейшую роль в культуре как древнегреческого, так и римского общества. Приглашенные собирались не столько или, во всяком случае, не только ради изысканной еды и благородных вин, но и ради утонченной беседы на литературные и философские темы. И фрески, украшавшие триклиний, не только свидетельствовали о литературных вкусах хозяина, но и могли стать отправной точкой застольной беседы. Как говорит Габриэль Цухтригель, «это не просто две романтические сцены. На самом деле это истории о взаимосвязи личности и судьбы: Кассандра, которая может видеть будущее, но ей никто не верит, Аполлон, который встал на сторону троянцев против греческих захватчиков, но, будучи богом, не может обеспечить победу, Елена и Парис, любовь которых становится причиной войны или, возможно, просто предлогом».
Ремонт, который так никогда и не был закончен
Во время извержения Везувия на вилле шел ремонт. Рабочие сбежали, побросав свои инструменты, горшки с известковым раствором, горы черепицы. В Темной комнате тоже видны следы недавних переделок: судя по всему, был полностью перестроен вестибюль и восточная стена триклиния. Хорошо видны стыки между старой и новой штукатуркой. Владелец явно хотел более или менее точно скопировать первоначальный декор, дополнив его новыми модными элементами: небольшими виньетками с мифологическими героями. Наибольший интерес здесь представляет изображение Леды в объятиях Зевса-лебедя.
Что такое ARV
Регион Х привлекает внимание археологов уже давно. Первые раскопки здесь проводились еще в конце XIX века. Тогда была найдена большая прачечная с подведенным водопроводом и приспособлениями для стирки и сушки белья. На стенах виднелась надпись ARV. Однако позже этот участок был заброшен, а внимание археологов сосредоточилось на других объектах. В феврале 2003 года раскопки возобновились, причем изначально они носили чисто технический характер, в частности, они должны были решить ряд гидрологических и природоохранных задач. И почти сразу же последовало сенсационное открытие: прачечная оказалась лишь одним из помещений роскошной виллы, занимавшей порядка 3,2 тыс. кв. м. Во всех помещениях встречались все те же буквы: ARV. Археологи предположили, что с достаточной степенью вероятности роскошный дом принадлежал Авлу Растию Веру, видному помпейскому политику. По словам доктора Софи Хей, археолога парка Помпеи, им уже попадались его предвыборные плакаты на помпейских улицах и площадях.
Прабабушка пиццы
Сенсации сыпались в тот сезон как из рога изобилия. В июле была обнаружена примыкавшая к дому пекарня с мельницей, явно предназначенная для выпечки хлеба в промышленных масштабах. Поскольку в доме не обнаружено торгового помещения с витринами, пока что археологи придерживаются гипотезы, что сам хозяин пекарни Авл Растий Вер или, что более вероятно, его клиент-вольноотпущенник занимался оптовой продажей хлеба для многочисленных помпейских «точек быстрого питания», которые были едва ли не на углу каждого квартала. Ну и наконец, главная летняя сенсация: в помещении с печью был найден великолепный натюрморт: серебряное блюдо с фруктами и лепешкой, на которой разложены белый сыр, зерна граната и, кажется, фиги. Ее немедленно иронически окрестили пиццей, хотя, конечно, ни помидоров, ни моцареллы, основных ингредиентов пиццы, тогда еще быть не могло.
Кухонные демоны
В помещении, которое, судя по всему, могло быть кухней, обнаружен прекрасно сохранившийся алтарь со следами недавнего жертвоприношения. Алтарь окружен фресками и рельефными изображениями змей, одна из которых, с петушиным гребнем, подозрительно напоминает средневекового василиска. Судя по всему, это какие-то кухонные демоны, возможно египетского происхождения. В Помпеях жило довольно много египтян, занимавшихся импортом зерна из Александрии, в городе сохранился прекрасный храм, посвященный египетской богине Изиде, и есть все основания полагать, что образованные римляне также были увлечены египетскими культами. Дом римлянина кишмя кишел различными духами и демонами: лары, пенаты, духи домашнего очага,— все они требовали уважения, почитания, красиво украшенных алтарей и своевременных жертв.
Скелеты под лестницей
У шикарной, со вкусом отделанной виллы есть и малоприглядная изнанка. В крохотной каморке под лестницей рядом с пекарней и мельничными жерновами были обнаружены три скелета: два из них принадлежали взрослым, а третий — маленькому ребенку. Судя по всему, это были рабы, запертые в крошечной клетушке с зарешеченным окном. Во время извержения они не смогли выбраться из дома и погибли в результате обрушения лестничного пролета. По словам Габриэля Цухтригеля, директора Археологического парка Помпеи, «железные решетки на окнах — это самая шокирующая сторона древнего рабства: грубое насилие, отсутствие доверия и надежды на освобождение». Исследования показали, что условия жизни рабов были ужасающими: им приходилось спать в непосредственной близости от ослов, работавших на мельнице. Впрочем, и среди рабов была своего рода иерархия: одна из кроватей была голая, а на второй сохранились остатки набитого шерстью матраса и подушки.
Археология и нанотехнология
Главная проблема при археологических раскопках — как сохранить находки в том виде, в котором они были найдены? Под воздействием воздуха и солнечного света краски часто начинают буквально на глазах выцветать, штукатурка — осыпаться, кирпичная кладка — обваливаться. Особую опасность представляет изменение температуры и влажности: содержащаяся в порах штукатурки влага быстро высыхает, и живописная поверхность деформируется. При раскопках Инсулы 10 был использован экспериментальный высокотехнологичный метод консервации, который позволяет максимально бережно сохранить находки. Сначала открывшиеся фрески очень осторожно освобождают от слежавшегося слоя пепла, протирают губками, увлаженными сырой землей из раскопа,— так сохраняется привычный для живописного слоя тонкий баланс влажности и химических элементов. Затем в живописный слой, там, где он выглядит недостаточно прочным, вводят инъекции особого гипсового клея. Потом на фрески наносят нанопленку, по составу максимально близкую к красочному слою. Так сохраняется естественная пористость материала, а краски не тускнеют. Теперь археологи могут исследовать химический состав и происхождение пигментов. После этого наносится еще одна тончайшая высокотехнологичная алюминиевая микропленка, которая благодаря своим влагоотталкивающим свойствам удерживает влагу в порах штукатурки и одновременно защищает живописный слой от воздействия солнечных лучей. Матовая пленка абсолютно невидима, она не придает фрескам несвойственный им лаковый блеск, и фрески выглядят естественно, как и две тысячи лет назад. «Это огромная ответственность,— говорит Роберта Писко, главный реставратор Помпей,— мы прониклись страстью и глубокой любовью к тому, что делаем, потому что то, что мы находим и защищаем, предназначено также для поколений, которые придут после нас».
Раскопки в десятой инсуле далеко не закончены, и мы ждем, какие еще сюрпризы и сенсации преподнесет нынешний археологический сезон. Ведь, как сказал министр культуры Италии Дженнаро Санджулиано, «Помпеи — это поистине сундук с сокровищами, который никогда не перестает нас удивлять».