Инфляция меняет темп

Как индекс продовольственных цен может повлиять на ключевую ставку

Недельная инфляция замедлилась, а годовая, наоборот, ускорилась. Росстат представил данные за июнь. Это последняя публикация месячного индекса продовольственных цен перед заседанием ЦБ по ключевой ставке. Данные оказались противоречивыми. В июне цены выросли в среднем на 0,64% — это меньше, чем в мае. Годовая инфляция тем не менее ускорилась и составила 9,25%. Для сравнения, цель Центробанка — 4%. Рост цен на недельном отрезке при этом замедлился.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

О чем говорят эти цифры? И как они повлияют на решение по ключевой ставке? Главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец прогнозирует жесткий сценарий: «Картина не самая ужасная, как вы могли подумать.

Инфляция за июнь чуть меньше, чем можно было ожидать. И в целом видим по сезонно-сглаженным цифрам, что скорее речь идет о стабилизации, чем о наборе скорости. Понятно, что услуги остаются в некотором смысле головной болью, ведь июль — это месяц индексации, и здесь сюрпризов нет. Но и без фактора тарифов темпы недельного роста цен стабилизируются, а не замедляются.

Июль не приносит облегчения относительно июньских данных. Это значит, что мы уверенным курсом движемся к решению о повышении ставки Банка России в июле.

Если наш интервал выглядел последнее время как ожидание роста на 100-200 базисных пунктов — до 17-18%, то, наверное, последние данные пока не дают расслабляться и говорят в пользу движения на 200 базисных пунктов.

Безусловно, можно сказать, что это жестко, тем более что ставки уже высокие, но при этом отметим, что многие банки, в том числе крупнейшие, это повышение уже учли. Значит, увеличение будет ориентировано на дальнейшее торможение и потребительского кредита, и корпоративного, и на управление ожиданий».

Центробанк публично заявлял, что на заседании 26 июля будет рассматривать повышение ставки до 17% и даже 18%. Эти сценарии совет директоров изучал и раньше, но в июне аргументов для их реализации было недостаточно. Теперь их стало больше, признавал зампред регулятора Алексей Заботкин. Изначально во втором полугодии Банк России планировал снижать ставку. Он также настаивал, что сможет в 2024 году впервые за пять лет привести инфляцию к цели в 4%.

В реальности может потребоваться даже не одно, а несколько повышений, говорит директор аналитического департамента компании «Регион» Валерий Вайсберг: «В целом негативные тренды остаются теми же самыми: очень быстро дорожает продовольствие, услуги, топливо. То есть перелома тенденций, которые наблюдались в июне, к сожалению, не произошло. Если вспомнить траекторию инфляции, которую прорисовал Алексей Заботкин, она начнет снижаться в сентябре, а через год уже вернется к целевым показателям. Мне кажется, что это достаточно оптимистично.

В совокупности это сигнал к тому, что Центробанк не откажется от ужесточения, но я думаю, что скорее речь идет не об однократном повышении, а все-таки о миницикле, который может растянуться до сентября, а при определенных условиях и до октября.

Это будет зависеть от того, на какую бюджетную конструкцию выйдет Минфин к 1 октября, когда документы по бюджету 2025 года будут внесены в Госдуму. Инфляция по итогу года сложится около 7%».

Пока в 2024 году ЦБ прогнозирует инфляцию не выше 5%. Однако следующее заседание — опорное, и оценка должна быть обновлена. Представители Банка России предупреждали, что прогноз пересмотрят «значимо». Собеседники “Ъ FM” ожидают, что речь может идти о 6% по итогу 2024-го.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Якунин

Вся лента