Маркетплейсы закатывают банки

Онлайн-ритейлеры активно осваивают рынок финансовых услуг

Некоторые банки, запущенные маркетплейсами, уже опережают традиционные кредитные организации по темпам прироста депозитов. Компании стремительно наращивают и другие статьи баланса, например, активы и капитал. На этом фоне сегментом финтех-услуг заинтересовались и другие крупные ритейлеры. В частности, продавец бытовой техники «М.Видео—Эльдорадо» вскоре планирует начать выдачу займов и оформление кредитных карт для своих клиентов. С чем связан такой тренд? Разбирался Иван Хорушевский.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Обзавестись собственными кредитными организациями крупнейшие маркетплейсы успели еще в 2021 году. Ozon тогда купил у Совкомбанка небольшой Оней-банк, «Яндексу» досталась компания «Акрополь», а Wildberries приобрела «Стандарт-Кредит» из четвертой сотни рейтинга «Интерфакса». На рынке финтех-услуг этим сделкам не придали особого значения. Глава ВТБ Андрей Костин, например, прямо говорил владелице WB Татьяне Бакальчук, что считает экспансию площадки ошибкой: «Когда ты делаешь одновременно 20 дел, трудно рассчитывать на то, что все они получатся хорошо. Таня зря купила банк — это ей один только геморрой. Ничего, пускай помучается, это вещь трудная, опасная, но это их выбор».

С тех пор прошло три года. Накопленные активы Вайлдберриз-банка приблизились к отметке 17 млрд руб., причем с начала 2024-го этот показатель увеличился почти в четыре раза, подсчитали в РБК. Большинство классических кредитных организаций за аналогичный период наращивали статьи баланса гораздо медленнее. Банки Ozon и «Яндекса» преуспели в привлечении вкладов, по темпам прироста депозитной базы они опередили, в частности, «Открытие», «Уралсиб» и РНКБ. Генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев объяснил, как маркетплейсам удалось добиться таких результатов:

«Во-первых, они растут с низкой базы. Понятно, что такая динамика при не очень больших масштабах. И сравнивать ее с динамикой по тем же вкладам с крупнейшими розничными банками, у которых большой объем депозитов, напрямую было бы не совсем правильно. Во-вторых, им нужно в любом случае фондировать свою деятельность, то есть у них должны быть так или иначе какие-то ресурсы, обеспечивающие рост кредитования».

Успехи коллег решили развить в «М.Видео—Эльдорадо». Группа уже подала в Роспатент заявку на регистрацию двух новых товарных знаков: «М.финансы» и «М.финанс», заметили «Ведомости». Под этими обозначениями холдинг собирается предоставлять финуслуги, выдавать займы и оформлять кредитные карты. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов предположил, зачем компании потребовалось запускать новое направление бизнеса: «Чем больше услуг площадка предоставляет клиенту, тем лучше становится ее сервис — это во-первых.

Во-вторых, клиентами крупных интернет-компаний являются не только физические, но и юридические лица, с которыми так или иначе приходится производить разного рода расчеты. Когда эти расчеты компания проводит сама, у банка себестоимость таких операций будет ниже.

Площадка полностью контролирует весь процесс и все операции и понимает, на чьей стороне была ошибка, и довольно легко может решить эту проблему».

При этом, как отмечают собеседники “Ъ FM”, онлайн-ритейлерам гораздо проще продвигать продукты. Они могут рекламировать финтех-услуги на своих площадках, предлагать повышенные ставки по вкладам и предоставлять клиентам скидки за оплату товаров собственными картами. Последний пункт вызывает у классических кредитных организаций особое возмущение, в Альфа-банке такую практику даже назвали ценовой дискриминацией. Дело в том, что традиционным финансовым компаниям все труднее конкурировать с маркетплейсами, отмечает независимый аналитик Андрей Бархота:

«Те же самые POS-кредиты без переплаты, когда вы просто в рассрочку оформляете тот или иной товар, банкам сложнее сделать в период высоких процентных ставок. На откуп остаются только самые консервативные продукты — рассчетно-кассовое обслуживание. Но и здесь онлайн-площадки справляются.

Пока у банков не появилось ощутимого конкурентного преимущества, они, конечно, чаще проигрывают онлайн-ритейлерам».

В Центробанке, впрочем, не заметили у маркетплейсов признаков конкуретного преимущества. Сами площадки также отвергли обвинения в недобросовестности. Более того, ритейлеры напомнили кредитным организациям, что и те в свою очередь не гнушаются выходить на рынок онлайн-торговли.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента