Полет Sukhoi Superjet 100 после ремонта закончился крушением

Что известно об авиакатастрофе под Коломной

Следователи начали изымать документы на заводе, где проводился ремонт упавшего самолета Sukhoi Superjet. Правоохранителей интересуют бумаги, связанные с самим лайнером, а также отчеты о проведенных работах, сообщают источники ТАСС. Предварительная версия крушения самолета Sukhoi Superjet 100 — отказ одного или обоих двигателей. Однако в госкорпорации «Ростех», которой принадлежит производитель лайнера, призвали не торопиться с выводами. Там отметили, что сама по себе ситуация «неочевидная», поскольку воздушному судну десять лет и причины падения могут быть разными.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Катастрофа произошла 12 июля в районе подмосковной Коломны. Самолет разбился через семь минут после взлета, три члена экипажа погибли. “Ъ FM” собрал хронологию событий.

Sukhoi Superjet 100 должен был вылететь по маршруту Луховицы (Третьяково)—Москва (Внуково). Там самолет, который принадлежит авиакомпании «Газпром авиа», проходил плановое техобслуживание, поэтому на борту не было пассажиров. Борт взлетел в 14.52. После этого экипаж получил указание на набор высоты и подтвердил команду. Через пять минут диспетчер зафиксировал, что лайнер постепенно снижается, после чего еще раз запросил экипаж, однако связи уже не было.

По данным “Ъ”, в этот момент Superjet кружил в районе нескольких деревень, вырабатывая топливо. Планировалось, что он пойдет на аварийную посадку. Издание отмечает, что экипаж передавал сигнал бедствия.

Все это время лайнер продолжал постепенно снижаться. И по словам очевидцев, в какой-то момент он направился в сторону леса, в 15.00 оказавшись на высоте 900 м, после чего упал. По некоторым данным, катастрофа произошла, когда самолет развернулся и направился на луховицкий аэродром Третьяково, до взлетно-посадочной полосы оставалось 20 км.

Как уточнили в Минпромторге, параллельно с этим летные испытания проходила импортозамещенная версия самолета Sukhoi Superjet 100 New. Он в итоге успешно приземлился в Раменском. Крушение потерпел гражданский самолет, который выполнял перегоночный рейс, уточняли в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации, которая занимается производством этих лайнеров.

Но что могло стать причиной катастрофы? Этот и другие вопросы “Ъ FM” обсудил с авиаэкспертом и основателем сервиса RunAvia Андреем Патраковым: «На взлете, даже самом сложном для двигателей самолета режиме, даже если отказывает один двигатель, это считается расчетным вариантом. Тем более самолет летел пустым, без пассажиров, поэтому его взлетный вес был ниже, чем обычно, и тяги даже одного двигателя было бы достаточно.

Насколько я знаю, это было не на взлете, как минимум в режиме установившегося полета. Раньше у Superjet в этом режиме отказы двигателя в воздухе случались и на пассажирских рейсах, и это не приводило к катастрофам. Но этот отказ мог спровоцировать что-то другое.

Обычно не происходит таких тяжелых последствий, как катастрофа, по одной только причине: необходимость барражирования для выработки топлива. Это говорит о том, что произошла какая-то внештатная ситуация, и, чтобы совершить посадку, они должны были пойти на это. Потому что если самолет имеет больший вес, чем посадочный, то должен достигнуть последнего, либо сбросив топливо, либо его выработав. На самолетах Superjet топливо не сливается, поэтому вариант был один — его выработать.

В принципе, понятия "старый самолет" нет, есть понятия "годный" или "негодный" лайнер. Даже 30-летние и более возрастные аппараты могут быть абсолютно безопасными с точки зрения допуска к полету, если все регламентные работы совершены, а все дефекты устранены. Скорее возникает вопрос, что вообще делал самолет в Луховицах, потому что база по обслуживанию находится в Жуковском, как эти все полеты были оформлены с точки зрения их допуска. Удивительно, что самолет прилетал не в Жуковский, а в Луховицы, и где-то там какие-то проводили работы по ремонту».

По факту ЧП следствие возбудило дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Отдельное техническое расследование проводит Межгосударственный авиационный комитет. При этом собеседники ТАСС утверждают, что, помимо технической неисправности, следователи будут еще и проверять действия экипажа. Однако летчик-инструктор первого класса по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Краснопёров отмечает, что вопросы должны возникать, прежде всего, к заводу, который проводил обслуживание: «У нас в Кубинке был случай, когда перегорело управление по крену, и самолет просто перевернулся при заходе на посадку и упал в лесной массив. Так что данная ситуация, думаю, связана с последствиями ремонта.

Надо искать причину именно в этом, нужно понять, почему пилоты не смогли сманеврировать или как-то уйти от столкновения с землей. Если самолет управляемый, летчик всегда пытается сесть на любую возможную площадку.

После ремонта всегда происходит облет самолета, допустим, если меняются двигатели или какие-то агрегаты. И на самолете проводится определенная проверка всех узлов и деталей по этому регламенту».

Падение самолета Sukhoi Superjet 100 в Подмосковье — это уже третья катастрофа с человеческими жертвами за 13 лет эксплуатации лайнера. Первый лайнер был потерян еще в 2012 году во время демонстрационного полета в Индонезии: он врезался в гору, погибли 45 человек. Самая громкая трагедия произошла в мае 2019-го. В тот день через пять минут после взлета в Sukhoi Superjet 100, летевший из Шереметьево в Мурманск, ударила молния, из-за которой самолет перешел в режим ручного управления. Экипаж решил вернуться обратно в аэропорт. Но во время посадки лайнер дважды отскочил от взлетно-посадочной полосы, из-за чего возник пожар, в ходе которого погиб 41 человек.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Владислав Викторов, Даниил Бабкин

Вся лента