Национальные драматические перемены
Валерий Фокин оставил пост художественного руководителя Александринского театра
Приказом министра культуры РФ Ольги Любимовой новым художественным руководителем Национального драматического театра России (таково официальное название петербургского Александринского театра) назначен режиссер Никита Кобелев. Валерий Фокин, бывший худруком Александринки с 2003 года, займет почетный пост президента театра, учрежденный специально для этого случая.
Валерий Фокин — уроженец Москвы, и бОльшая часть его творческой биографии связана именно с московскими театрами: в 1970-е и начале 1980-х он служил в «Современнике», в перестроечные годы руководил Театром имени Ермоловой, позже создал (и возглавил) Центр имени Мейерхольда. Но 21 год его работы в Александринке — очень важный для постсоветской театральной истории казус. Причем не только художественный, но и менеджерский. Формально в Александринском театре, согласно его уставу, финансово-распорядительские заботы возложены не на худрука, а на директора, но административный вес, аппаратные связи и авторитет Валерия Фокина все эти годы были слишком значительными, чтобы не оказывать влияния на все стороны жизни театра.
К началу нулевых Александринский театр был скорее замшелым, нежели почтенным академическим учреждением, где даже по городским меркам не происходило ровным счетом ничего стоящего, а ряды публики пополняли в основном командировочные и туристы. В следующем десятилетии это был уже один из самых успешных и динамичных отечественных театров, о котором много говорили и который за свои работы регулярно получал профильные награды вплоть до «Золотой маски». К 250-летию театра (2006) его историческое здание с размахом отремонтировали, в 2013 году появилась ультрасовременная площадка — Новая сцена. В Александринском работали при Фокине и крупные отечественные режиссеры уровня Андрея Могучего, и западные авторы (Кристиан Люпа, Андрей Щербан и другие). Но удачливым и востребованным театр оказался еще и в финансовом смысле — не в последнюю очередь благодаря кассовым блокбастерам с громкими именами драматургов на афишах.
Другое дело, что Валерию Фокину до поры до времени в Александринском театре было, очевидно, все равно тесно. Еще в 2010-е годы в театральной среде говорили о его возможном возвращении в Москву (и называли в качестве возможных площадок МХТ, Театр имени Вахтангова, «Современник» и даже Малый театр). Из этих инициатив ничего не вышло, но пять лет тому назад неожиданно «выстрелил» другой проект — объединение и ассоциирование театров.
Сначала, весной 2019 года, возник план слияния Александринского театра и ярославского Театра имени Волкова в «Первый национальный театр России». Проект был анонсирован тогдашним министром культуры Владимиром Мединским и был почти осуществлен на уровне правительственных распоряжений, но театральная общественность выступила с протестами, подключились губернатор Ярославской области и депутат Валентина Терешкова — и Дмитрий Медведев, премьер-министр на тот момент, дал объединению обратный ход. В октябре 2020-го, уже при новом председателе правительства и новом министре культуры, к Александринке все-таки присоединили региональный театр — на сей раз Псковский драматический театр имени Пушкина. В эти же годы Валерий Фокин выступил инициатором создания Ассоциации национальных театров России, которая официально была учреждена только в январе 2022 года и объединила под эгидой Александринки 32 театра со всей страны.
Творческие результаты этих инициатив так пока и не проявились. Точно так же неясна судьба новой площадки, которую усилившийся Александринский театр в результате должен был получить в Москве. Ему передали строящееся здание у станции метро «Коломенская» (когда-то оно должно было стать филиалом МХТ, но Художественный театр со временем от него отказался), однако проект, по сведениям «Ъ», еще не утвержден окончательно.
Как будет теперь осуществляться руководство всем Александринским хозяйством, пока непонятно. В смысле весомости 30-летнему директору Национального драматического Сергею Емельянову до Валерия Фокина далеко — но далеко и новому художественному руководителю Никите Кобелеву, в свое время работавшему под началом Миндаугаса Карбаускиса в московском Театре имени Маяковского.
Однако Никиту Кобелева сам Фокин назначил главным режиссером театра год назад: теперешнее его превращение в художественные руководители, пусть пока что откровенно несообразное в смысле творческого масштаба, по крайней мере выглядит действием «изнутри» театра, а не «извне».
Остается предположить, что уходящий худрук все-таки не рассматривает пост президента как почетную синекуру и собирается по-прежнему участвовать в художественной жизни театра.