Парад завершили с огоньком

Как прошел День взятия Бастилии

Участники военного парада по случаю Дня взятия Бастилии 14 июля прошагали в столице Франции по новому маршруту: вместо Елисейских Полей — по авеню Маршала Фоша. В суете предолимпийской подготовки и поствыборных правительственных назначений парад прошел по сокращенному варианту, завершившись церемонией прибытия в Париж олимпийского огня. Рассказывает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.

Впервые за последние сорок с лишним лет военный парад свернул с самой широкой улицы столицы, где он проводился с 1980-х. Поскольку на Елисейских Полях готовятся к церемонии открытия Олимпиады, для празднования 14 июля отвели авеню Фоша — один из лучей, отходящих от Триумфальной арки.

У авеню славная история, связанная с именем маршала Фоша и победным парадом союзников по Первой мировой войне в 1918-м. Но эта улица поуже и не так удобна для перестроений и поворотов колонн. К тому же по Елисейским Полям марш логично направлялся в самый центр города на площадь Согласия, ну а здесь президентская трибуна была построена на окраине, ближе к Булонскому лесу. Возможно, поэтому сегодняшняя церемония, наверняка не раз отрепетированная, выглядела отчасти импровизацией.

Начался парад традиционным смотром войск, который президент Эмманюэль Макрон проводил вместе с главным военным Франции, начальником Генерального штаба генералом Тьерри Буркхардом.

Путь от Триумфальной арки до трибуны они проделали стоя в открытой военной машине — под причитания телекомментаторов, рассказывавших подробности покушения на президента США Дональда Трампа.

Но ночные новости никак не повлияли на режим безопасности. По-прежнему доступ для публики был свободным, ограниченным только размером предназначенных для зрителей загородок по обеим сторонам улицы.

На главной трибуне не видно было особого энтузиазма. Она казалась непривычно малолюдной. В центре разместились президент с женой. Председатель Сената Жерар Ларше представлял французский парламент в одиночестве. К нему на сей раз не смогла присоединиться его коллега, председатель Национальной ассамблеи, потерявшая должность после июньского решения президента о роспуске нижней палаты. Новый спикер парламента появится только через несколько дней. Для многих усевшихся в первом ряду министров наступал в буквальном смысле слова последний парад. В начале следующей недели большинству из них во главе с премьер-министром Габриэлем Атталем предстоит уйти в отставку. Господин Атталь в последний раз занял почетное место по правую руку от президента.

Темой праздника в этом году стало 80-летие освобождения Франции от гитлеровцев. Сначала выступили военные музыканты, в очень свободной манере, точно на гуляньях в Булонском лесу исполнившие мелодию Пола Анки к фильму 1962 года о высадке в Нормандии «Самый длинный день». На пятачке перед трибуной покрутились американские джипы военных лет, точно так же, как это происходит в приморских городках в неделю вокруг D-day 6 июня. На этом тема американского гегемонизма была исчерпана. Места в машинах занимали любители-реставраторы в форме американских парашютистов, сброшенных в тыл Атлантического вала, морских пехотинцев, высаживавшихся на пляжи в поисках рядового Райана, французских франтиреров.

Через площадь пронесли знамена стран, участвовавших в освобождении Франции, их было много, но флага российских союзников среди них снова, как и на празднике 6 июня в Нормандии или на параде 1918 года, не оказалось.

Парад начался в небе: над Триумфальной аркой в сторону трибуны прошли самолеты и вертолеты — и продолжился на земле, где выступили военные школы, подразделения летчиков, моряков, военных врачей и военных интендантов (французскую армию надо вкусно кормить). Парад учебных заведений стартовал, как всегда, со студентов и студенток Политехнической школы в их традиционных двухуголках с кокардой и черных мундирах. Впору вспомнить, что самый привилегированный вуз дал Франции миллиардера Бернара Арно с сыновьями, под предводительством которого великая армия LVMH захватила даже те страны, в которых не преуспел Наполеон.

У каждого полка, каждой военной школы — свой особый наряд: конские хвосты на касках национальных гвардейцев, плюмажи студентов Сен-Сира, белые кепи Иностранного легиона. А также своя история: от созданной три года назад военной школы Кеткидана до Национального военного училища, основанного в 1604 году Генрихом IV. Особо отмечены были подразделения французских освободителей, сохранившиеся в составе современной армии. В их числе — вошедший в восставший Париж Чадский маршевый полк, воевавшие в небе Африки и Франции летчики эскадрильи «Лотарингия», высадившиеся в Нормандии морские пехотинцы «команды Киффера».

Как всегда, аплодировали пожарным в золотых блестящих шлемах и с умными собаками в руках — на собачьих нагрудниках позвякивали медали. На равных прошли полицейские, служащие тюрем, таможенники. В своем темпе под собственную музыку прошагали бородатые «пионеры» Иностранного легиона в кожаных фартуках и с топорами на плечах. Особенно отметили комментаторы, что знаменитым оркестром теперь руководит выпускник Военно-дирижерского факультета Московской государственной консерватории Владимир Хурда, ставший легионером еще в 1999 году.

Парад завершился быстрее, чем год назад,— в сокращенную программу не вошли механизированные части, рисковавшие добавить лишние пробки и без того стоящему без движения предолимпийскому Парижу. Хорошо, что огонь Олимпиады везли на церемонию не на такси, это теперь верный способ опоздать как минимум на час. Факел с олимпийским огнем привезли кавалеристы из военной академии в Сомюре. Его доставил крепко сидящий в седле преподаватель академии, призер олимпиад полковник Тибо Валлет. Огонь не покинет Париж до 11 августа, когда во французской столице завершатся стартующие 26 июля Олимпийские игры.

Вся лента