Вокзал потребовал модернизации

Какие работы подразумевает реконструкция Ленинградского вокзала

Ленинградский вокзал закрывают на реконструкцию. Начало работ запланировано на 11 августа 2024-го, сообщил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Дату окончания он не озвучил. Площадь трех вокзалов — это крупнейший транспортный узел столицы, там пересекаются два диаметра, две линии метро, наземный городской транспорт и поезда дальнего следования. В эту систему предстоит интегрировать и Ленинградский вокзал. При этом поезда и электрички будут по-прежнему курсировать по расписанию. А залы ожидания, кассы и другие услуги будут доступны на Казанском и Ярославском вокзалах.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Подробнее о реконструкции рассказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин: «Будут установлены дополнительные связи с московскими центральными диаметрами, будет подготовлена инфраструктура для поездов нового поколения, соответственно, вокзал будет модернизирован с учетом сегодняшних требований, имеется в виду его внутреннее пространство, где можно будет спокойно отдохнуть и подзарядить мобильный телефон.

Тот уровень цифровизации, который сегодня есть у РЖД, департамента транспорта, все это будет интегрировано в новый облик. Естественно, классическое здание, которое мы видим с площади трех вокзалов, не изменится, оно будет таким же, это исторический объект, а вот новая часть, которая находится за ним, перед выходом на перрон, будет практически полностью переработана.

Я думаю, эти работы продлятся минимум год, потому что задачи, которые стоят перед строительными организациями, очень масштабны. Когда мы говорим с вами о реконструкции, естественно, предполагается определенный дискомфорт, возможно, очереди, сужение проходов, но, к сожалению, без этого обойтись нельзя. РЖД и дептранс вроде продумали всю навигацию, но, естественно, часы пик будут критическими.

За счет запуска МЦД именно на вокзал сейчас приезжает не так много пассажиров с ленинградского направления, они в основном двигаются до платформы "Останкино", а дальше поезда МЦД отклоняются в район "Электрозаводской". Соответственно, пассажиропотока, как раньше, сейчас нет, и это позволяет несильно загрузить обходные маршруты, которые разработаны для реконструкции. Для пассажиров поездов "Сапсан", которые прибывают сейчас, в принципе есть выход направо параллельно площади, где парковка, чтобы не проходить через вокзал».

Ленинградский вокзал был построен в 1849 году и во многом уже не отвечает современным требованиям для таких объектов, отмечают урбанисты. Например, автор проекта «Город для людей» Аркадий Гершман говорит, что необходимость таких больших площадей с залами ожидания и кассами сейчас спорна и неочевидна: «Если мы посмотрим на вокзалы, например, Германии, Нидерландов, то увидим, что там это часто просто билетный автомат, скамейка и платформа с поездом. То есть эти большие залы ожидания не столь критичны, как и кассы, их так или иначе можно заменить.

С другой стороны, все-таки памятник архитектуры, который очень долго строился и очень давно капитально реконструировался. Он действительно местами отвечает запросам на безбарьерную универсальную среду, условно, чтобы просто нигде не было ступенек. Хотелось бы, чтобы с этим поработали, расширили узкие места, настроили навигацию, чтобы хотя бы указатели вели человека до нужного места, а не обрывались просто на границе вокзала и улицы.

Мне кажется, самая главная задача — это вернуть вокзалу тот статус, который у него был исторически, это продолжение улицы, переход из транспорта на улицу, и он должен быть бесшовный».

Последний раз Ленинградский вокзал реконструировали 11 лет назад. Тогда был восстановлен первоначальный облик исторического здания, включая цвет фасада и утраченные архитектурные детали. Из главного зала убрали беломраморный бюст Владимира Ленина и надпись о том, что в 1918-м в связи с переездом Советского правительства из Петрограда в Москву прибыл лидер большевиков. Теперь на месте старой таблички появилась надпись «Добро пожаловать в Москву». Тогда в реконструкцию РЖД инвестировали около 3 млрд руб., сообщалось на сайте компании.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Светлана Белова

Вся лента