Цель и средства
Татьяна Едовина о том, как устроен комплаенс в банках КНР при торговле с РФ
Ужесточение санкций в июне активировало дискуссии о трудностях с проведением трансграничных платежей — в первую очередь с контрагентами в «дружественных» странах. С учетом доли оборота РФ с Китаем больше всего российских импортеров, безусловно, беспокоит позиция китайских банков. По свидетельствам поставщиков, издержки на ввоз растут, зачисление платежей на счета компаний-продавцов задерживается, а значительная их часть и вовсе возвращается в РФ. Источник таких трудностей — более жесткий комплаенс в самих китайских банках: во избежание распространения вторичных санкций они проверяют назначение платежей, параметры поставки при этом не должны нарушать уже введенные санкционные ограничения. Массовость проблемы, однако, сама по себе говорит о жесткости большей, чем можно было бы предположить из списка товаров, на который действуют ограничения (в основном это технологическая продукция). Помимо договора купли-продажи с продавцом из Китая, инвойса и спецификации, покупатели из РФ теперь заполняют и опросник банка о соблюдении санкций.
Проблема, как утверждают собеседники “Ъ” на рынке,— в трактовке санкционных норм китайскими банковскими клерками. Так, формально действующие санкционные запреты США на поставки технологической продукции распространяются лишь на продукцию, произведенную в США, на дочерних предприятиях американских компаний или с использованием комплектующих, произведенных в США или по американской технологии. Однако усиление режима вторичных санкций с декабря 2023 года привело к тому, что ограничения теперь затрагивают все поставки по «санкционным» кодам — когда банки оценивают сделки только по коду ТН ВЭД, не запрашивая данных о стране происхождения товара (хотя импортеры готовы раскрыть все необходимые данные ради подтверждения платежа).
Именно на китайское оборудование многие российские компании переходили после ограничения прямых поставок из Европы и США и, как пошутила одна из участниц «Иннопрома», «теперь все НИИ страны заняты адаптацией к китайской технике и обеспечению ее совместимости как с уже работающим оборудованием, так и с другой китайской техникой». Затруднение таких поставок дополнительно ограничивает возможности замещения «недружественного» импорта (а также увеличения собственного выпуска — что и является целью санкций).
Безусловно, речь идет именно о прямых поставках — Турция, которая чаще используется для параллельного импорта, также ужесточала контроль, однако прямого ввоза оборудования из этой страны в таких объемах не было. Проблема по-прежнему решается — но это ведет к увеличению цены, а также снижает предсказуемость ввоза за счет усложнения цепочек поставок. Да и промышленный бум в Киргизии рано или поздно потребуется предъявить.