Грузинских иноагентов довели до высшей инстанции
Президент Саломе Зурабишвили обратилась с иском в Конституционный суд
Борьба против принятого в Грузии закона «О прозрачности иностранного влияния» (или, по-другому, закона об иноагентах) перемещается в Конституционный суд. Президент Саломе Зурабишвили подала иск, требуя приостановки, а затем и отмены этой инициативы. По ее мнению, разработанный правящей партией «Грузинская мечта» документ противоречит положениям конституции о безальтернативности прозападной ориентации республики.
«Принятый парламентом закон "О прозрачности иностранного влияния" является неконституционным, противоречит 78-й статье Конституции. В иске президента опротестован ряд норм закона, которыми нарушаются гарантированные права граждан. Президент требует приостановки этого закона и полного его запрета»,— заявил в понедельник парламентский секретарь президента Георгий Мсхиладзе, комментируя шаг Саломе Зурабишвили. Упомянутая статья 78 вменяет в обязанность «конституционным органам власти» в рамках своих полномочий «делать все для сближения и интеграции Грузии в НАТО и ЕС».
Закон обязывает все неправительственные организации и СМИ, финансируемые из-за рубежа более чем на 20%, подробно декларировать доходы и траты. Документ был принят в третьем чтении 14 мая. А 28 мая парламентское большинство «Грузинской мечты» и союзной ей партии «Сила народа» преодолело президентское вето, наложенное на документ. Весь процесс принятия закона сопровождался многотысячными митингами, а также столкновениями с полицией в Тбилиси и других городах страны. Большинство СМИ и НКО объявили, что не собираются регистрироваться в качестве иноагентов, а в крайнем случае будут «помогать друг другу ежемесячно выплачивать штрафы в размере $10 тыс.». После принятия этого закона Евросоюз заявил о приостановке процесса вступления Грузии в организацию в связи с «недемократической траекторией грузинских властей», а США начали пересмотр своих отношений с Тбилиси.
Одним иском, как рассказал “Ъ” один из ключевых авторов конституции Грузии, экс-депутат Вахтанг Хмаладзе, дело не ограничится. С аналогичными заявлениями в Конституционный суд (КС) планируют обратиться оппозиционные депутаты и местные НКО. Они, как отметил господин Хмаладзе, указывают на то, что скандальный закон противоречит второй главе конституции (там описаны фундаментальные права и свободы человека и гражданина).
КС должен рассмотреть поданный иск в течение девяти месяцев, затем судьям нужно время на вынесение вердикта. О решении может быть объявлено лишь через несколько месяцев, а то и лет.
Поэтому президент, оппозиционные депутаты и НКО требуют от суда немедленно приостановить действие закона об иноагентах либо его основных положений до рассмотрения вопроса по существу.
Такой сценарий стал бы идеальным решением для оппозиционных сил. В случае приостановки закона власти не смогли бы его задействовать как минимум до намеченных на 26 октября парламентских выборов. НКО же, традиционно помогающие оппозиции в избирательных кампаниях, могли бы свободно работать, не опасаясь крупных штрафов за отказ регистрироваться в специальном реестре Минюста в качестве организаций, «отстаивающих интересы иностранной силы».
При этом, как уточнил Вахтанг Хмаладзе, неправительственные организации, настаивающие на противоречии закона главе второй конституции, в случае затягивания процесса в КС (там большинство судей поддерживают «Грузинскую мечту» (ГМ)) могут подать «срочный иск» в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Таким образом, НКО вывели бы борьбу вокруг закона на международный правовой уровень, потребовав уже от ЕСПЧ немедленно приостановить действие нормы в связи с «огромным риском нанесения вреда правам и свободам граждан».
Власти Грузии понимают, что рассмотрение исков в КС в преддверии парламентских выборов превращается в принципиальный вопрос.
Если грузинский суд отменит норму или сразу приостановит ее действие до окончательного вердикта, это нанесет серьезный урон престижу правящей партии.
Кроме того, власти опасаются, что подобное решение повлияет на исход голосования 26 октября.
Именно поэтому ГМ перешла в контратаку уже в понедельник, 15 июля, когда стало известно о внесении иска. Спикер парламента Шалва Папуашвили заявил на брифинге: среди более чем 500 НКО, действующих в стране, абсолютное большинство «скрывает своих доноров», а также «объем сумм, получаемых из-за рубежа» и «засекречивает информацию о том, на какие именно цели были истрачены западные гранты». Такая ситуация, как отмечают в ГМ, недопустима.
Кроме того, представители властей не оставляют попыток найти новые объяснения того, почему руководство страны решило принять закон вопреки негативной реакции значительной части общества. И, судя по заявлениям депутата от ГМ Беки Давитуалиани, утвержденный закон впору переименовывать из «русского» (так оппозиция называет документ, проводя параллели с законодательными нормами в РФ и намекая на то, что принятие закона выгодно Москве) в «китайский». Так, по словам парламентария, на фоне обострения вокруг Суэцкого канала и проблем с поставками товаров через Россию у Грузии «прибавилась транзитная важность». Господин Давитуалиани уверен, что основные торговые пути теперь должны пойти через Среднюю Азию и Кавказ.
В этой цепочке, отметил депутат, появляются «другие партнеры», которые могут предъявить претензии Тбилиси из-за недостаточного контроля за иностранным капиталом в стране.
«Требования не было, было побуждение к доверию»,— ответил парламентарий на просьбу журналистов рассказать, кто же требовал от Грузии принять закон об иноагентах, так, впрочем, и не раскрыв «заказчиков». Однако местные СМИ сделали на этот счет однозначный вывод, разглядев в действиях властей китайский след.