Техданные просят оставить при себе
Появится ли в России сервис для хранения данных о ремонте и ТО иномарок
Дилеры хотят обязать зарубежные автоконцерны хранить данные о ремонте машин в России. Такие переговоры с «Опорой России» и независимыми автосервисами ведет РОАД, пишут «Ведомости». По словам авторов инициативы, мера необходима для предотвращения ситуации 2022 года, когда большинство иностранных производителей ушли из России и закрыли доступ к своим техническим данным. Подробности — у Даниила Бабкина.
Год назад Mercedes-Benz отключил российских дилеров от своего программного обеспечения. В профильной ассоциации тогда сообщили, что проблемы с софтом касаются и других иностранных брендов. А водители рассказывали, что не могут в официальных дилерских центрах проверить пробег авто, историю его обслуживания и прочие детали. Хотя еще тогда эксперты говорили про обходные пути. Частные сервисы, например, решили проблему за счет альтернативного софта, пояснила директор автосервиса «Автосвита» Мария Посеницкая: «Поставляется взломанное программное обеспечение. Есть еще вариант гнать автомобили на обслуживание в другие страны. Но все самое основное можно сделать благодаря ПО, которое у нас в наличии».
Несмотря на то, что проблема относительно решена, в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» опасаются таких инцидентов в будущем и хотят закрепить обязанность производителей и посредников хранить данные об обслуживании внутри страны. Один из вариантов — создать новую госплатформу, говорит президент объединения Алексей Подщеколдин:
«Если компания приходит в Россию, то по всем своим моделям ей нужно хранить информацию не в каком-то "облаке", а на отечественных ресурсах.
Наверное, правильнее было бы заняться регулированием рынка. Так, китайцам бы пришлось нести затраты по администрированию и бизнесу здесь, в частности, по содержанию данных и программного обеспечения на российской стороне, чтобы в случае, если производитель захочет уйти с рынка, информация и возможность диагностики тех авто, которые были проданы в России, остались».
Предполагается, что доступ к новой платформе во время гарантийного срока будет у официального дилера, а позже и у независимых сервисов. Но последние будут получать данные на платной основе, что позволит окупить вложения. Важно, чтобы за «приземление» в России платили сами концерны, но не факт, что они согласятся, отметил партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто: «Я не думаю, что надо создавать отдельное ПО, но нужны какие-то емкости для хранения данных. Чьи они будут? Где станут храниться? Кого мы будем сейчас в данном случае напрягать? Китайские компании? Между прочим, не помешало бы, потому что они живут в некоем своем придуманном мире.
Но я не очень понимаю, как в нынешней сложной ситуации можно обязать их это делать. Большое спасибо, что они у нас работают, несмотря на угрозу санкций».
Основные параметры инициативы дилеры направят правительству во второй половине 2024-го. Согласно плану, норма о локализации будет закреплена в техрегламенте Таможенного союза.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".