«На острове образовалась целая пиратская республика»
Петр Воронков — о Тортуге
Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает, в частности, о губернаторе Франсуа Ле Вассёре.
Карибский остров Тортуга сегодня — еще одна бывшая столица пиратской вольницы. Остров часто упоминается в книгах и фильмах о флибустьерах. Открыл этот небольшой кусочек суши Христофор Колумб и, увидев на берегу черепах, назвал его Тортугой. По другой версии, открытие принадлежит капитану Алонсо де Охеда — сподвижнику Колумба. В любом случае земля была настолько незначительной, что первое время ее не отмечали даже на картах. Интересен факт, что в этой экспедиции Колумба принимал участие Америго Веспуччи, именем которого назовут потом и Северную, и Южную Америки.
Непосредственно к Тортуге интерес вспыхнул тогда, когда на ней поселились морские разбойники. Рядом испанская Куба, еще ближе, каких-то 8 км через пролив, — остров Эспаньола (нынешний Гаити). Гнездо пиратов напоминало ружейную лавку напротив банка. Сначала Тортуга принадлежала испанцам, потом англичанам, французам. В 1640 году остров захватил французский капитан, гугенот Франсуа Ле Вассёр. Выбил англичан, возвел неприступную крепость, отстроил резиденцию. Сам кардинал Ришельё аплодировал ему из далекой Франции, обещал звание губернатора и всяческую поддержку. Новый хозяин острова не просто оправдал авансы, но и разгромил испанцев, попытавшихся захватить остров. Французы были вне себя от радости. А Ле Вассёр вдруг перестал откликаться на призывы верховной власти, стал игнорировать приказы…
Короче, на Тортуге во главе с губернатором Ле Вассёром образовалась целая пиратская республика. Появились магазины-скупки, игорные заведения, первый во всей Америке публичный дом и даже банк. Французы пытались выманить Ле Вассёра из цитадели на другой остров, якобы на переговоры или вручение награды. Губернатор лишь посмеивался и показывал кукиш в сторону далекой родины. Парадокс, но в результате его убили в пьяной драке не наемники, а собутыльники. Со временем пиратское братство пришло в упадок, а об острове потом и вовсе забыли. До тех пор, пока не появился туризм — уединение, созерцание и рыбалка. Она здесь и вправду отменная.