«Правила хорошего тона»

Какие социальные проекты привлекают уральский бизнес

За последние годы доля российских компаний, которые реализуют социальные и благотворительные проекты, выросла на четверть. Наиболее распространены инициативы в образовательной сфере, медицине, экологии, культуре и спорте. Набирает популярность корпоративное волонтерство, которое позволяет сотрудникам самореализовываться. Как поясняют эксперты, все эти инициативы не только улучшают имидж компаний, повышают лояльность местных жителей и корпоративную культуру, но также помогают снизить текучесть кадров. При этом в Свердловской области большая ответственность ложится на промпредприятия, которые находятся в удаленных малых городах и являются едва ли не единственными драйверами развития территорий присутствия.

Фото: Пресс-служба ТМК

Бизнес поднабрал ответственности

Согласно исследованиям кафедры экономической теории и прикладной социологии УрГЭУ, две трети уральцев уверены, что предпринимательская деятельность может оказывать положительное влияние на благополучие родного города, региона и даже страны. При этом, как рассказала заведующая кафедрой и руководитель Центра регуляторных компетенций УрГЭУ Ирина Рахмеева, у обычных людей лидирует мнение, что главным мотивом открытия собственного дела является потребность выживания. «Среди действующих предпринимателей фактор выживания, который был на первом плане в 1990-е годы, отошел на третью позицию (18%) и оказался замещен потребностью в труде и самореализации (58%). Каждый пятый предприниматель руководствуется желанием социального самоутверждения, в том числе через помощь обществу, городу, создание полезного продукта»,— сообщила эксперт.

Исполнительный вице-президент СОСПП Татьяна Кансафарова подчеркнула, что социальные инициативы для бизнеса уже «и традиция, и тренд»: «В целом это “правила хорошего тона”: хочешь быть успешным в бизнесе — вноси свою лепту в улучшение качества жизни в городе, регионе, стране, чтобы люди хотели здесь жить».

По данным директора по стратегии ФГ «Финам» Ярослава Кабакова, социальные и благотворительные проекты активно реализуют около 70–75% крупных и средних компаний — в начале 2010-х годов их было 50%. «Социальные проекты способствуют устойчивому развитию регионов и отраслей, в которых работают компании, что приносит долгосрочные экономические выгоды. Для компаний реализация соцпроектов это, во-первых, укрепление репутации и создание положительного имиджа, что помогает привлекать клиентов и партнеров. Во-вторых, улучшение отношений с госорганами и локальными сообществами. В-третьих, повышение лояльности и мотивации сотрудников, улучшение корпоративной культуры. Кроме того, рост интереса к КСО (корпоративной социальной ответственности) связан с ростом требований со стороны общества и государства, а также осознанием бизнесом выгод от активной социальной позиции»,— пояснил Ярослав Кабаков.

Умные и здоровые

Наиболее распространены среди социальных инициатив бизнеса образовательные проекты, отметила аналитик отдела рейтингов устойчивого развития агентства «Эксперт РА» Виктория Бехер. Большинство уральских предприятий, в том числе в рамках кадровой политики, организуют профильные классы и кафедры в учебных заведениях, проводят лекции и мастер-классы, оказывают финансовую поддержку студентам и учителям, а также обновляют материально-техническую базу школ, ссузов и вузов.

Так, с 2013 года при поддержке благотворительного фонда «Синара» реализуется профориентационный проект «Точка опоры». В его рамках для 230 профильных кабинетов школ было закуплено оборудование для уроков химии, физики, робототехники, биологии и других. А для учеников 7–11-х классов проводятся познавательные уроки и экскурсии на производства, которые помогают сделать осознанный выбор профессии, а также повышают престиж рабочих и инженерных специальностей. За все время в проекте приняли участие 45 тыс. школьников.

Новую грань социальной ответственности бизнеса обозначила пандемия, перевернувшая отношение к сфере здравоохранения. Если раньше благотворительные проекты касались, в первую очередь, поддержки людей с тяжелыми заболеваниями и ограниченными возможностями, то теперь предприятия также стали передавать медперсоналу средства индивидуальной защиты, лекарства и медоборудование, чаще реконструировать и строить учреждения здравоохранения.

Благотворительное мероприятие «Екатерининская Ассамблея», которое проходит с 2011 года по инициативе промышленников, ежегодно собирает миллионы рублей, в том числе на реализацию проектов в медицине. В 2023 году меценаты собрали более 202 млн руб. Часть из них потратят на закупку оборудования для Свердловского областного клинического психоневрологического госпиталя для ветеранов войн, Екатеринбургского клинического перинатального центра, Областной детской клинической больницы и клинико-диагностического центра «Охрана здоровья матери и ребенка», а также модернизацию клинико-диагностической лаборатории Детской городской больницы №15.

С 2019 года фонд «Синара» реализует проект «Детская больница без боли», который направлен на внедрение в лечебную практику современного оборудования для малоинвазивной хирургии, а также создание комфортных условий пребывания в больнице. В разные годы для медучреждений на территориях присутствия предприятий-попечителей фонда были приобретены эндоскопические инструменты для диагностики и лечения новорожденных и детей до 5 лет, импланты Vantris и Urodex, которые в том числе помогают сократить до 1–2 дней послеоперационный период, повысить эффективность лечения и раннюю социальную адаптацию. Всего за время реализации проекта «Детская больница без боли» было привлечено более 41 млн руб.

Амбассадоры изменений

Помимо инициатив в отдельных отраслях уральские компании поддерживают некоммерческие организации. По словам Татьяны Кансафаровой, крупный бизнес во многом становится проводником новых технологий и подходов при реализации социальных проектов. Грантовая помощь также помогает развивать управленческие компетенции региональных НКО.

Первым, кто стал проводить грантовые конкурсы для НКО в Свердловской области, был фонд «Синара» в 2007 году. Сегодня в конкурсе участвуют организации не только из Свердловской, но также из Оренбургской, Ростовской, Волгоградской, Челябинской и Калужской областей. За время существования проекта фондом было выделено 80 млн руб. на реализацию более 450 инициатив в сфере спорта, культуры, образования и экологии. Максимальная сумма гранта составляет 200 тыс. руб.

«Во время проведения грантового конкурса для НКО мы поняли, что многие организации, которые занимаются решением социально значимых проблем, часто нуждаются не только в финансировании проектов, но и поддержке текущей деятельности. Новый грантовый конкурс, запущенный в 2023 году, как раз предоставляет такую возможность»,— отметила президент благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая. К участию допускаются общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации, союзы, органы территориального общественного самоуправления, религиозные организации и некоммерческие партнерства. Максимальная сумма гранта составляет 500 тыс. руб.

Образовательные инициативы бизнеса помогают восполнять и обновлять кадровые ресурсы

Фото: Пресс-служба ТМК

Благодаря грантовой поддержке молодежный клуб «Бригада» в Полевском смог приобрести оборудование для проведения мероприятий, которые направлены на духовно-нравственное, интеллектуальное и патриотическое развитие. Библиотека Каменска-Уральского открыла семейную гостиную «Детки и предки» — площадку для отдыха и общения детей и родителей, а также проведения фестивалей, конкурсов, выставок, мастер-классов и других мероприятий. Благотворительный фонд «Доброе дело» из Перво­уральска на выигранный грант реализовал проект «Добро в эфир. Вещают волонтеры», который должен вовлекать молодежь в волонтерскую деятельность.

В 2022 году благотворительный фонд «Синара» и музей «Малахитовая шкатулка» из Полевского разработали совместный проект, который стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив. На средства полученного гранта командой проекта были разработаны специальные культурно-просветительские программы для школьников, внедрены интерактивные технологии в музейную экспозицию и организованы инклюзивные спектакли. Фокус — на креативную и необычную подачу информации, чтобы сделать пребывание посетителей музея интересным и насыщенным.

Волонтерство сохраняет кадры

Волонтерская деятельность во многом является не только важным элементом развитого современного общества, но и серьезным инструментом социального, культурного, экономического и экологического развития страны. Это понимает и российский бизнес. «Уже около 60–65% компаний поддерживают такую практику. Волонтерство помогает улучшить связи в коллективе, повысить уровень корпоративной культуры и развить лидерские качества сотрудников»,— подчеркнул Ярослав Кабаков.

Виктория Бехер добавила, что корпоративное волонтерство демонстрирует ответственность и готовность компании вносить вклад в развитие общества, улучшает связи в коллективе, а также повышает мотивацию сотрудников, поскольку приносит видимый результат.

«Для ТМК корпоративное волонтерство является неотъемлемой частью корпоративной культуры и реализуется в соответствии со стратегией устойчивого развития компании. По результатам опроса, более 20% сотрудников готовы участвовать в волонтерских и благотворительных проектах на постоянной основе. Системная работа с волонтерами позволяет не только тиражировать и масштабировать успешные социальные инициативы, но и влияет на вовлечение и командообразование работников»,— отметила Наталья Левицкая.

Проекты в сфере здравоохранения являются одним из ключевых направлений социальной ответственности бизнеса

Фото: Пресс-служба ТМК

В этом году волонтерскому движению «Город первых» в Первоуральске (территория присутствия Первоуральского новотрубного завода, входит в ТМК) исполняется шесть лет. Один из знаковых проектов движения — «Герои Чусовой», в рамках которого волонтеры чистят берега реки, проводят экоуроки и ведут цикл видеопередач о реке. «Еще один проект — экологической квест “Чистые игры”. Собирая мусор и сортируя его, участники накапливают баллы и борются за Кубок чистоты и другие призы. Игровой момент в экологии очень важен и помогает вовлекать большее число людей», — отметил лидер движения Данила Шестаков. Третий проект — «Новая жизнь вещей», когда горожане и заводчане сдают старую или ненужную одежду. Волонтеры ее сортируют, ветошь отправляют на переработку или в приюты для бездомных животных, а хорошие вещи отдают бесплатно нуждающимся.

Другая волонтерская инициатива фонда «Синара» — «Большая Уральская тропа». Это самая протяженная в России велопешеходная тропа длиной более 2,5 тыс. км. Она проходит по Уральским горам, границе Европы и Азии и водоразделам от перевала Дятлова до границы с Казахстаном. Волонтеры маркируют маршрут, убирают мусор и обустраивают места отдыха. В 2022 году была впервые проведена разведка территории Висимского заповедника: волонтеры промаркировали более 50 км и запустили два пешеходных маршрута, что увеличило турпоток в пять раз. В 2023 году были нанесены метки на рекордные 250 км тропы на территории Свердловской и Челябинской областей. Как уточнила руководитель волонтерского центра фонда «Синара» Светлана Тюстина, в этом году запланировано семь экспедиций. Впервые будет реализован многодневный маршрут на Северный Урал до перевала Дятлова.

Татьяна Кансафарова добавила, что корпоративное волонтерство — это не разовые мероприятия, а часть корпоративной культуры, основанной на единых ценностях, развитии инициативы и креативности. Системное развитие корпоративного волонтерства позволяет оперативно влиять на позитивные изменения как в общественном поле, так и в коллективах предприятий. «Если у сотрудников есть возможность оказать положительное воздействие через волонтерские проекты, то профессиональная деятельность приносит ему больше удовольствия. Это способствует найму и удержанию кадров, понижает их текучесть»,— резюмировала она.

Точки развития

Последние три года объем средств, совокупно выделяемых компаниями на благотворительность, растет, отметила Виктории Бехер. Она объяснила это ожиданиями рынка, трендами и потребностями компаний в улучшении репутации бренда. «Реализация социальных проектов помогает бизнесу показать обществу уровень своей социальной ответственности, тем самым привлекая новых сотрудников и клиентов, а также улучшать свое восприятие в обществе, повышать свою инклюзивность и узнаваемость бренда», — пояснила аналитик, добавив, что зачастую такие инициативы направлены на решение социальных проблем в регионах присутствия и, как следствие, способствуют созданию благоприятной среды для развития бизнеса.

В Свердловской области крупные промпредприятия, как правило, находятся в удаленных небольших населенных пунктах, в которых завод порой является единственной точкой роста территории, напомнила Татьяна Кансафарова. «Понимая свою ответственность за развитие территорий присутствия, компании заботятся о создании лучших условий жизни для своих сотрудников и для будущих поколений»,— отметила она.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, эксперты прогнозируют увеличение инвестиций в устойчивое развитие — социальные и экологические проекты, где в фокусе будет здоровье и благополучие сотрудников, инновации и цифровизации, а также стремление к большей прозрачности и отчетности.

Алексей Буров

Вся лента