УФАС пролило свет на конкуренцию
Отменены итоги конкурса на ремонт уличного освещения в Башкирии
Комиссия УФАС по Башкирии признала незаконными действия регионального госкомитета по конкурентной политике, отклонившего заявку ООО «Рефстройпроект» на участие в конкурсе на обустройство систем наружного освещения в республике общей стоимостью 180 млн руб. По мнению организаторов закупки, компания не смогла подтвердить опыт участия в подобных подрядах, однако антимонопольный орган посчитал достаточной информацию, предоставленную заявителем.
Госкомитет Башкирии по конкурентной политике обязали аннулировать протоколы подведения итогов электронного конкурса на определение подрядчика для улучшения систем наружного освещения в 73 населенных пунктах республики. Соответствующее решение приняла комиссия УФАС по Башкирии. По проекту контракта, подрядчик должен до 31 октября установить опоры, провести кабели и установить кронштейны со светильниками в городах и селах. Начальная цена контракта — 180 млн руб. На участие в конкурсе было подано три заявки, однако одна из них, поступившая от ООО «Рефстройпроект», была отклонена, так как конкурсная комиссия углядела в предоставленной документации, подтверждающей квалификацию подрядчика, подложность и недостоверность. Не согласившись с этим выводом, компания подала жалобу в антимонопольное ведомство.
ООО «Рефстройпроект» зарегистрировано в 2014 году в Уфе, занимается строительством зданий. Уставный капитал общества — 10 тыс. руб., фирмой владеет Гузель Даутова. По данным Rusprofile, в 2023 году выручка «Рефстройпроекта» составила 1,9 млрд руб., чистая прибыль — 11 млн руб. Крупнейший заказчик организации — Управление городского хозяйства Салавата, с которым заключено 17 госконтрактов на 512,5 млн руб.
Представители «Рефстройпроекта» уверяли, что организаторы закупки не смогли обосновать отклонение заявки. В жалобе отмечалось, что при подаче заявки для подтверждения квалификации организация предоставила информацию о контракте на 89,9 млн руб., по которому фирма в 2020–2021 годах благоустраивала территорию в городе Дюртюли. В числе документов были предоставлены исполненный контракт, номер записи в единой информационной системе госзакупок и акты выполненных работ. Также, по словам заявителя, «Рефстройпроект» прошел дополнительную аккредитацию, которая подтвердила наличие опыта участия в подрядах на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства стоимостью свыше 40% от начальной цены спорной закупки.
Компания сделала вывод, что принятые конкурсной комиссией решения привели к ограничению количества участников закупки и нарушили контрактное законодательство. В жалобе «Рефстройпроект» просил УФАС провести внеплановую проверку поданных заявок, выдать предписание об отмене протоколов и привлечь должностных лиц заказчиков к административной ответственности.
Приняв жалобу к рассмотрению, антимонопольный орган уведомил организаторов конкурса и заказчиков о необходимости приостановить конкурс. Из закупочной документации, полученной от заказчиков, комиссия УФАС установила, что поводом для отклонения заявки «Рефстройпроекта» послужило то, что компания не в полном объеме предоставила акты, свидетельствующие о цене ранее выполненного контракта для подтверждения опыта подрядчика. Однако надзорное ведомство посчитало, что заявитель подал все необходимые документы и сведения, подтверждающие соответствие закупочным требованиям. Так, в заявке был указан номер реестровой записи о выполненном контракте из ЕИС, чего, как считает УФАС, достаточно для участия в конкурсе.
По мнению антимонопольной службы, у заказчика не было оснований для отклонения заявки, а в его действиях усматриваются признаки административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ (отстранение участника закупки от участия в конкурсе по основаниям, не предусмотренным законодательством). Как сообщили „Ъ“ в пресс-службе УФАС, дело в отношении госкомитета еще не возбуждено.
Получить оперативный ответ от представителей госкомитета по конкурентной политике не удалось.
Руководитель практики ТМТ и антимонопольного регулирования юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Вадим Кузьмин отметил, что законодательство о контрактной системе устанавливает приоритет информации, содержащейся в ЕИС, по отношению к другой документации, в том числе предоставляемой участником закупки. Исходя из этого, по мнению юриста, антимонопольный орган обоснованно предписал заказчику отменить протоколы закупки и пересмотреть заявки.
С ним согласен адвокат Kulik&Partners Law.Economics Дмитрий Павловский. «Требования предписания по пересмотру заявок участников с учетом обстоятельств, установленных в решении, позволит устранить нарушения», — полагает он.
Руководитель антимонопольной практики Enforce Law Company Сергей Толстобров соглашается с законностью и обоснованностью предписания надзорного ведомства. Так как «Рефстройпроект» представил в качестве подтверждения своего опыта как номер реестровой записи, так и исполненный контракт с актами приемки работ, фирма выполнила все критерии контрактного законодательства. «Для подтверждения аналогичного опыта работы было достаточно представить что-то одно — номер реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, либо исполненный контракт с актами приемки»,— пояснил эксперт.