Работодатели пришли в колонию

На каких условиях маркетплейсы нанимают заключенных

В Ростовской области маркетплейсы приняли на работу более 100 заключенных, которые отбывают сроки в колонии-поселении №8 за преступления небольшой или средней тяжести. Как сообщают «Ведомости», они занимаются сортировкой, переборкой и упаковкой товаров в логистических центрах. ФСИН утверждает, что на сотрудников из числа заключенных «наблюдается спрос работодателей».

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Маркетплейсы сейчас испытывают дефицит кадров, отметил председатель совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции Александр Ефимов: «Эта практика, соответствующая закону и отвечающая в какой-то степени запросу на реабилитацию осужденных. В целом, если на нее посмотреть более внимательно, то она заслуживает положительных оценок. Так уже сложилась конъюнктура этого рынка, что маркетплейсы втянули в себя огромное количество рабочей силы и испытывают по-прежнему потребность в этих услугах в связи с своим экспансивным ростом.

Действительно, кадровый голод имеет место. Он косвенно затрагивает даже не только сами площадки, но и тех, кто так или иначе вовлечен в их деятельность, в частности, пункты выдачи заказов. Если отрасль дает рост по 50% ежегодно, то экономика просто не позволяет найти столько сотрудников».

Аналитики РАН подсчитали, что в 2023 году в России не хватало почти 5 млн сотрудников. В работе одного склада маркетплейса площадью в 100 тыс. кв. м в среднем может быть задействовано 4-5 тыс. человек, сообщал Forbes. Еще в 2019-м законодательно были расширены возможности использовать труд осужденных вне исправительных учреждений. Однако профессор Финансового университета Александр Сафонов считает, что о говорить о тенденции среди работодателей нанимать заключенных пока нельзя:

«С 2018 года ФСИН пытается реализовывать концепцию занятости заключенных, для этого были разработаны соответствующие документы. Но массового спроса не случилось. Сейчас просто ситуация обостряется, не хватает работников на неквалифицированные работы. Но надо понимать, что это очень ограниченный потенциал, не более 160 тыс. человек, и еще необходимо согласие самого заключенного участвовать в такого рода деятельности. Поэтому можно говорить о начале тенденции, но еще рано называть ее всеобъемлющей».

В июле 2023 года Ozon объявил, что примет на работу более 500 осужденных. Такие сотрудники нужны были в логистических объектах в Ростове, Казани и Московской области. Оперативно на запрос “Ъ FM” в пресс-службе маркетплейса не ответили. В Wildberries заявили, что компания не нанимает на работу осужденных.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Александра Абанькова

Вся лента