Быстрее, длиннее, дороже
Московские власти активизируют строительство платных дорог в городе
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о планах построить в городе три платные дороги в рамках концессионных соглашений. Новые транспортные связи получат жители районов Войковский, Хорошевский, Сокол, Строгино, Фили, Покровское-Стрешнево. Проектирование и строительство займут от четырех до шести лет, но сроки могут быть сокращены. Общая смета для трех дорог оценена городом в 236 млрд руб. Тарифы за проезд по этим магистралям пока не определены, при этом городские власти оставили за собой право устанавливать ценовой коридор.
Пост о новых платных дорогах в Москве опубликован в соцсетях Сергея Собянина. Департамент инвестиционной политики Москвы разместил на портале torgi.gov.ru документацию с описанием технических деталей, заявки собираются до конца августа.
Самый крупный из транспортных объектов, о которых идет речь,— 22-километровая трасса от Ленинградского шоссе до 3-го Магистрального проезда вдоль МЦК. Дорога, как уточнил Сергей Собянин, соединит север города с деловым центром «Москва-Сити». 4–6-полосная магистраль с расчетной скоростью движения 110 км/ч пересечет Волоколамское, Ленинградское, Хорошевское шоссе, Северо-Западную хорду. В районе «ВЭБ Арены» эстакада через пути МЦК соединит 3-ю Песчаную улицу и улицу Берзарина; будет возведена также дорога с мостом между Хорошевским шоссе и Филевской поймой.
Вторая трасса соединит улицы Свободы и Живописную, связав Покровское-Стрешнево, «ЛУКОЙЛ Арену» с Хорошево-Мневниками. Третья платная магистраль, о которой упомянул господин Собянин, будет проложена от улицы Трофимова до Севастопольского проспекта, связав бывшую промзону ЗИЛ с югом и юго-западом в обход Третьего транспортного кольца.
Из документации следует, что дороги будут проектироваться в течение четырех-шести лет, но фактически работа может пойти и быстрее, пояснили “Ъ” в департаменте инвестиционной политики Москвы: «Срок является одним из критериев для оценки конкурсных предложений и определения победителя. Чем меньше заявленный срок, тем больше шансов у участника стать победителем». Стоимость проезда будет определена на стадии эксплуатации дороги, добавили в департаменте. При этом в рамках соглашения инвестору обеспечивается минимальный гарантируемый доход, но максимальный среднесуточный тариф будут устанавливать все же городские власти. «Если концессионер нарушит установленные границы по тарифам, то лишится дохода от города»,— отметили в ведомстве.
Новые дороги, по словам Сергея Собянина, улучшат транспортную доступность девяти городских районов с населением 1,3 млн человек. Сейчас, напомним, в Москве две платные трассы — Московский скоростной диаметр (МСД) и проспект Багратиона. В конце июня столичный вице-мэр Максим Ликсутов говорил, что правительство Москвы рассматривает еще «несколько концессионных предложений дорожной инфраструктуры по образцу, как мы делали на проспекте Багратиона». В начале июля Москомархитектура выпустила распоряжение о подготовке проектов планировки территорий под автотрассы, работа завершится в текущем году.
Отвечая на вопрос “Ъ”, почему столь активно началось возведение именно платных дорог (большую часть новых улиц и дорог Москва до сих пор строила на деньги из своего бюджета), в департаменте инвестиционной политики дали понять, что «строительство инфраструктуры — очень дорогостоящее мероприятие для города».
«Оно осуществляется в плотной городской застройке с необходимостью проведения дорогостоящих работ по переносу инженерных сетей,— сказали в ведомстве.— Общая стоимость строительства трех автомобильных дорог составляет около 236 млрд руб. При этом реализация подобного проекта (проспекта Багратиона.— “Ъ”) уже показала свою эффективность и пользу для города».
Открытие МСД и проспекта Багратиона главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков называет «испытанием рублем». «Власти тогда решили: если пойдет дело, будем строить и дальше. Так и произошло,— говорит он.— Оказалось, что за быстрый проезд от "Сити" до МКАД по проспекту Багратиона длиной 10 км многие готовы платить от 600 руб. и больше. Значит, концессионных дорог в Москве будет больше. А из столицы опыт постепенно переползет в другие крупные города страны. Хотите новую дорогу, не заложенную в перспективный городской бюджет? Надо скинуться». Московская область, напомним, строит собственные платные дороги — Мытищинскую хорду (между Дмитровским и Ярославским шоссе) и Южно-Лыткаринскую автодорогу (юго-восточный дублер МКАД), объекты будут открыты в 2024 году.
В 2019 году столичные власти планировали проложить новую магистральную дорогу мимо Ходынского поля. Наибольший протест проект вызвал у жителей района Сокол, они опасались увеличения транзитного трафика и угрозы вырубки парка «Березовая роща». После поднявшейся шумихи проект не дошел до начала публичных слушаний — его отправили на доработку, больше новостей о нем не было.