Датчики Sukhoi Superjet дали сбой
Могли ли неправильно установленные приборы стать причиной крушения
Sukhoi Superjet мог упасть под Коломной из-за неправильной установки датчиков. Предварительную версию крушения назвал анонимный источник «Известий». Отмечается, что один из техников Луховицкого авиазавода, вероятно, поставил два из четырех датчиков угла атаки с отклонением примерно в пять градусов. Они отвечают за позиционирование самолета в пространстве. В результате при наборе высоты недостоверные показания техники привели к несвоевременной активации системы защиты.
В норме она предохраняет самолет от выхода на режимы сваливания, однако в этот раз ее запуск привел к падению. У экипажа не было времени среагировать на команды системы, говорит пилот первого класса Андрей Литвинов: «Когда самолет теряет скорость до определенных значений, он начинает спасать сам себя, так работает система. То есть для того чтобы не упасть в штопор, система начинает отрабатывать пикирование, опускает нос самолета и начинает разгонять самолет до скорости, необходимой чтобы он не свалился в штопор.
Так же было в кукурузном поле: они забыли убрать шасси, своими неумелыми действиями создали такую ситуацию, что скорость у них упала, тогда самолет опустил нос и плюхнулся в кукурузное поле. Здесь примерно такая же логика, но только здесь есть подозрение, что техники, когда делали форму, устанавливали датчики угла атаки, установили их неправильно, и те стали выдавать ошибку. На это очень похоже, потому что, судя по кадрам падения самолета, он падал колом, носом вниз.
Когда самолет себя так ведет, подключает систему спасения самого себя, уже неважно, как летчик будет работать штурвалом или джойстиком. Система заточена на то, чтобы самолет спасти, разогнать его. То же самое было с Airbus Lufthansa, который летел из Испании в Мюнхен. Но там был 310-й эшелон, это высоко, только на 270-м эшелоне они смогли перейти в горизонтальный полет. Была большая высота, и летчики успели среагировать. А здесь высота маленькая, и распознать такой отказ за считанные секунды практически невозможно».
СМИ также стало известно, что через два дня после катастрофы производитель самолетов Sukhoi Superjet компания «Яковлев» разослала перевозчикам письмо с рекомендацией строго следовать инструкции при замене датчиков угла атаки. По данным “Ъ”, уголовное дело о крушении расследует уже центральный аппарат Следственного комитета России. Отмечается, что следователи также рассматривают ошибку установки датчиков угла атаки как наиболее вероятную причину крушения.
Впрочем, независимый авиаэксперт Владимир Карнозов сомневается в правдоподобности этой версии: «Конечно, такое может быть, но это было бы обнаружено еще на разбеге, при отрыве носового колеса, показания датчиков важны в момент взлета. И если бы катастрофа произошла, то большая вероятность, что она бы произошла на этапе начального набора высоты.
Я как-то в эту версию не очень верю. Самолету, когда он набирает скорость при разгоне, надо нос приподнять как раз на этот угол между набегающим потоком и строительной осью самолета. Если показания будут некорректными, то летчик это определит еще на этапе разбега. Ну, если он опытный, если он за этим следит.
Эти датчики — очень специфические приборы, причем они зависят от исполнения. В общем случае это просто флюгер, небольшое крылышко, которое находится в потоке, что-то там перепутать очень сложно. Датчики более современные, точные, они более сложные и требуют подходов, должны быть известны технологии. Насколько я понимаю, такие датчики иностранного производства на самолете Superjet. У нас на Superjet есть и классический, он поставлен в качестве дублера».
Самолет Sukhoi Superjet 100 потерпел крушение в районе Коломны 12 июля. Лайнер выполнял перегоночный рейс, на борту находились два пилота и штурман, все они погибли. Центр технического обслуживания гражданских судов на Луховицком заводе работает с 2020 года. Там проходили осмотр и ремонт 25 самолетов Superjet различных авиакомпаний.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".