Ozon пополняет кредитный портфель

Каковы перспективы банка маркетплейса в сегменте СМБ

Ozon (MOEX: OZON) займется кредитованием бизнеса, в том числе вне маркетплейса. Об этом РБК сообщил представитель компании. Расширение кредитного портфеля запланировано на 2025 год. На внешний рынок Озон-банк выйдет с продуктами как для физических, так и юридических лиц. Дочерняя компания Ozon Fintech уже занимается выдачей займов для клиентов маркетплейса.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Какие перспективы у компании на банковском рынке? Независимый финансовый эксперт Семен Новопрудский считает, что вместо конкуренции с лидерами отрасли Ozon скорее сосредоточится на малом бизнесе: «Это банковские операции, которые требуют соответствующей банковской лицензии, такие организации в системе Ozon есть. Весь вопрос в масштабах, это потребует расширения банка и увеличения его капитализации. Это удастся сделать либо за счет кредитов в других банках, либо за счет собственных денег Ozon. То есть надо сформировать пул средств, которого должно хватить как минимум на год или два такой деятельности. Я думаю, речь может идти о суммах от сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей.

Озон-банк в этой сфере будет конкурировать со средними и мелкими банками. Известно, что некоторые крупные банки неохотно работают с малым бизнесом, несмотря на все декларации. Ozon может давать копаниям кредиты под чуть более выгодную ставку и на чуть более выгодных условиях. Вряд ли это будет основным бизнесом и приносить очень большую прибыль. Но, во-первых, это попытка расширения экспансии в новый сектор экономики и финансов, который приносит устойчивую прибыль. Во-вторых, это попытка создания пула лояльных партнеров, чтобы можно было продавать товары из зарубежных стран, в том числе недружественных».

Помимо Ozon свои банковские услуги предлагают «Яндекс» и Wildberries. С начала этого года в Яндекс-банке в 2,5 раза увеличился объем средств физлиц на депозитах, посчитал РБК. Озон-банк за этот же период привлек в 2 раза больше средств по вкладам. Станут ли они расширять это направление бизнеса? Генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев сомневается в этом. В любом случае это потребует значительных инвестиций:

«Они будут расширять присутствие и кредитовать тех, кто покупает и продает товары на их платформе. А вот если говорить о выходе на внешние контуры, то здесь конкуренция будет очень жесткой. Это потребует существенных инвестиций в продвижение, и не факт, что маржинальность будет достаточной для того, чтобы работать эффективно и прибыльно.

Прежде всего другие банки, которые связаны с маркетплейсами, все-таки будут концентрироваться на работе с внутренним контуром. Несмотря на то, что узнаваемость самих брендов маркетплейсов высокая, нужно еще продвигаться именно на рынке розничного кредитования. Да, им будет проще, чем если бы они выходили с нуля. Но рынок конкурентный, там уже много игроков, а какого-то явного преимущества у этих новых банков, наверное, нет».

Сейчас «Яндекс», Ozon и Wildberries предлагают клиентам маркетплейсов услуги рассрочки, дебетовые карты и вклады.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анжела Гаплевская

Вся лента