Греби сюда
В Пермском крае растет спрос на водные виды туризма
Пермский край становится все более привлекательным местом для туристов, предпочитающих активный отдых и экопрограммы, чему способствует наличие природных территорий, не подвергшихся антропогенному воздействию. Повышенный спрос на сплавы, отдых в глэмпингах и походы, в свою очередь, заставляют туроператоров расширять матрицу предложений и вкладываться в обустройство гостеприимных мест, с другой стороны — держать цены на уровне доступности, чтобы не снизить входящий поток.
Несреднее арифметическое
В прошлом году в Пермском крае было совершено более 1,2 млн туристических поездок. Такие данные приводят Росстат и министерство по туризму Прикамья. В 2022 году этот показатель составил 818,5 тыс. человек. В то же время по количеству туристов край значительно уступает соседям: Свердловской области (3,55 млн человек), Башкирии (2,059 млн) и немного Челябинской (1,579 млн) и Тюменской (1,3 млн). Методика расчета показателя турпотока довольно сложная и изложена в 22-страничном документе на сайте главного статистического ведомства.
По данным геоаналитической платформы big data Tele2, традиционно в Пермском крае есть два пика туристической активности: с мая по сентябрь и декабрь-январь. Летний пик традиционно приходится на июль, а затем наблюдается снижение числа туристов. Как отмечают аналитики Tele2, в мае этого года из-за холодной погоды в регион приехало на 10% гостей меньше, чем в прошлом году. Но общая цифра за пять месяцев 2024 года осталась на уровне предыдущего года. 62% приехавших в регион — мужчины, 38% женщины, 31% — это люди от 35 до 44 лет, 25% — от 45 до 54 лет, 16% — от 25 до 34 лет. Чаще всего туристы приезжают в Прикамье из Свердловской области, Башкирии, Удмуртии, Москвы и Татарстана. Причем по количеству поездок в регионе пермяки уступают соседям из Свердловской области.
В топ самых популярных летних локаций на основе анализа роста трафика за май-июнь 2024 года входят Усьва, Кунгур (Кунгурская ледяная пещера, исторический центр города), Соликамск (Соборная площадь), Губаха (горнолыжный комплекс «Губаха»), Чердынь, Александровск (Александровские озера), село Кын, Белогорье и Хохловка.
Участники туристической отрасли отмечают, что с каждым годом все больше клиентов предпочитают именно отдых на природе. Зимой это посещение горнолыжных спусков, а в весенне-летний сезон — походы, прежде всего водные. Выделить из общей массы посетителей региона любителей активного туризма не так просто. Согласно данным ГУ МЧС по Пермскому краю, с 1 мая по 30 июня 2024 года управлением зарегистрировано 470 заявок от туристических групп (за аналогичный период предыдущего года — 464). Подавляющее количество заявок поступает от туроператоров на прохождение водных маршрутов в составе «коммерческих» групп.
Сотрудник одной из крупных фирм говорит, что, как правило, группа насчитывает 20, 40 или даже 50 человек — по количеству мест в автобусе. «Так что речь идет о более чем десяти тысячах сплавщиков, причем часто группы „самодеятельных“ туристов не проходят регистрацию в МЧС,— рассказывает эксперт.— Только наша компания за сезон по Койве и Чусовой организует сплав примерно для 5 тыс. человек». Собеседник пояснил также, что, несмотря на рост цен, он не видит снижения туристического потока. «При стандартных условиях и обычном количественном составе группы трехдневный сплав по Койве и Чусовой обойдется в среднем до 10 тыс. руб.,— уточняет он.— Это подъемная сумма, но люди стараются экономить. Например, раньше заказчики корпоративных сплавов предпочитали дополнительно оплачивать услуги поваров, теперь эта услуга продается реже. Все считают деньги».
Поворот туда
Руководитель турклуба «Затерянный мир» Евгений Кокшаров говорит, что традиционно самыми популярными реками для сплавов остаются Койва, Чусовая и Усьва. «Сейчас выехать за границу стало сложнее в финансовом и логистическом плане, поэтому к нам приходят люди, которые в прошлом вообще не занимались сплавами»,— отмечает он. По словам господина Кокшарова, раньше клиентов условно можно было разделить на тех, кто приезжает просто провести время на базе, и тех, кто покупает туры на сплав. «Сейчас многие предпочитают сплав, но с ночевками не в палатках, а на наших базах»,— уточняет эксперт.
Евгений Кокшаров говорит, что, по его ощущениям, плановых туристов (купивших туры) на популярных реках стало уже больше, чем самоорганизованных. По словам предпринимателя, за последние годы количество компаний, которые занимаются организацией сплавов и походов, выросло в несколько раз. При этом есть и нелегальные игроки, которые работают без лицензии туроператора. В условиях жесткой конкуренции участники рынка не могут существенно повышать цены, чтобы не отпугнуть клиентов. «Основные расходы при организации тура — это фонд заработной платы, транспорт и продукты питания, все они значительно выросли»,— рассказывает господин Кокшаров. Еще одна важная часть расходов — это покупка и ремонт снаряжения. «Если ты хочешь работать с большим потоком людей, то и затраты выходят выше. Крупным игроком на этом рынке стать тяжело,— считает он, — нужны контакты с поставщиками, своя ремонтная база, нужна готовность ежегодно вкладывать сотни и сотни тысяч в обслуживание снаряжения». Евгений Кокшаров не исключает, что в таких условиях компаний и клубов, которые занимаются организацией сплавов, станет меньше.
Директор компании «Золотой компас» Алексей Зотиков утверждает, что себестоимость стандартного сплава за год выросла примерно на 30%. «Я помню времена, когда водитель 50-местного автобуса брал за километр дороги 14 рублей. Сейчас даже не верится, что такое было, поскольку речь идет уже о 80–85 рублях за километр,— рассказывает эксперт.— Цены растут на все. Условно говоря, если раньше мы могли за один сплав заработать себе на один новый катамаран, то сейчас то же самое получится за 2–2,5 сплава». По мнению господина Зотикова, индексировать стоимость услуг на 30% в год невозможно, поскольку это приведет к оттоку клиентов. Бизнесмен говорит, что за сезон выручка компании от сплавов в общем объеме составляет 22–23%.
Алексей Зотиков отметил, что конъюнктура рынка за последние годы изменилась. «К нам приходит много людей, кто раньше отдыхал за рубежом и вообще не рассматривал такой вид туризма в качестве времяпрепровождения,— пояснил он.— Все чаще в Прикамье на сплавы приезжают люди из других регионов. Если раньше таких было только 5–7%, то сейчас на некоторых маршрутах иногородних туристов набирается до 60%, в том числе приезжают и из столицы». Предприниматель добавил, что для организаторов с точки зрения бизнеса с москвичами работать интересно, поскольку у них востребованы туры с бизнес- и VIP-обслуживанием.
Потенциал развития направления водного туризма господин Зотиков считает серьезным. По его словам, часть постоянных клиентов уже не устраивают «стандартные маршруты», поэтому компания занимается разработкой новых, например по Вишере и Чусовой. По его мнению, помимо роста цен развитие отрасли сдерживается еще и из-за нехватки инструкторов. «Довольно часто работа инструктором для людей не является основной, кто-то приходит, кто-то уходит,— поясняет эксперт.— Если бы мы могли закрыть потребность в инструкторах, то смогли бы увеличить поток туристов примерно в два раза».
Василий Вавилов (развивает туроператора «Доступный Урал» и глэмпинг «Горы Реки») говорит, что значительная часть его клиентов — это жители Москвы и Санкт-Петербурга. «Возможно, может показаться, что наши туры стоят дороже, но если разложить каждый тур „по кирпичикам“, то люди понимают, за что платят деньги,— объясняет он.— Мы на 100% обеспечиваем клиентов всем необходимым снаряжением. Грубо говоря, можно прилететь в Пермь в майке, шортах и шлепанцах и отправиться в поход. Если говорить о сплавах, то мы проводим их на каяках в малых группах. Каждый раз мы везем снаряжение на миллионы рублей, поэтому и наши собственные расходы выше».
Комфорт с продаж
Поддерживать бизнесменов, работающих в сфере внутреннего туризма, на разных уровнях пытаются органы власти. В 2021 году был принят национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», общий объем финансирования которого составит около 100 млрд руб. Средства на поддержку частных инициатив в сфере туризма предусмотрены и в бюджетах регионов, каждому из которых был поставлен KPI по реализации проекта. Одно из направлений поддержки — гранты на строительство некапитальных средств размещения туристов, в том числе глэмпингов. По данным министерства по туризму, на их строительство в прошлом году было выделено 81,6 млн руб. Предприниматели могли получить грант до 4,8 млн руб. при условии, что из собственных средств они выделят не менее 50% от полученной в качестве субсидии суммы.
Глэмпинг позиционируется как сравнительно молодое направление экотуризма, концепция которого предполагает комфортные условия отдыха в условиях дикой природы. Сооснователь глэмпинга «Хютте» Вероника Санникова говорит, что в Пермском крае это направление набирает популярность. «Мы открылись в 2021 году одними из первых,— рассказывает предприниматель.— Сначала построили три домика, и спрос был таким, что первые года два работали с загрузкой 99%. Тема, когда клиент получает все „плюшки“ отдыха на природе, но с комфортом отеля, оказалась очень востребованной. Сейчас конкуренция, конечно, гораздо сильнее». Вероника Санникова уточняет, что глэмпинг работает круглый год, но летом клиентов, которые хотят провести время на природе, все же больше. Наименьший спрос приходится на ноябрь и апрель.
По словам госпожи Санниковой, заявиться на грант от краевых властей они с партнерами не успели, но смогли получить банковский кредит по льготной ставке. «Частичная компенсация затрат — это классная идея, но бывает, что гранты получают проекты, которые про количество мест, а не про качество»,— считает Вероника Санникова. Она отмечает, что сейчас стоимость строительства подобных объектов существенно выросла: «Многое зависит от проекта, но когда мы начинали строиться несколько лет назад, уже тогда казалось, что все очень недешево, но те цены не идут ни в какое сравнение с сегодняшними».
По мнению предпринимателя, при строительстве точно нельзя сказать, насколько будет превышена смета расходов, но произойдет это точно. «Окончательная цифра зависит и от цен на материалы, и на технику, и от особенностей земельного участка,— объясняет госпожа Санникова.— Когда мы строили вторую очередь, то считали себя уже опытными, но в итоге инвестировали примерно в 1,5–1,7 раза больше, чем планировали».
Совладелица «Хютте» уточнила, что основные расходы бизнес несет на содержание территории и домиков, оплату труда персонала и электричество. «Все зависит от концепции, но если мы делаем выбор в пользу высокого сервиса и комфорта, то и затраты соответствующие»,— поясняет она.
Василий Вавилов говорит, что пик спроса на глэмпинг «Горы Реки» пришелся на 2022 год, сейчас чувствуется незначительный отток клиентов. По его словам, три года назад в строительство было инвестировано около 10 млн руб., сейчас оно обойдется минимум в 15 млн. «Можно сказать, что сейчас, с учетом инфляции, 15 млн руб.— это лишь порог входа на рынок»,— полагает эксперт. Свои инвестиции команда планирует окупить в течение пяти лет.
Господин Вавилов считает, что успех таких проектов во многом зависит от места расположения глэмпинга, видовых характеристик территории и логистической доступности. Предприниматель уточняет, что сейчас на Усьве уже четыре глэмпинга с ценовой категорией 7–12 тыс. руб. за сутки. Популярность локации он связывает с тем, что людям нравится местная природа и достопримечательности, возможность посетить Усьвинские Столбы, покататься на лодке или велосипедах. «Думаю, сейчас нет смысла строить там глэмпинг в такой же ценовой категории,— размышляет Василий Вавилов.— Либо что-то сверхдорогое, либо в более низком сегменте». По словам господина Вавилова, сейчас его команда строит кемпинг, в котором клиенты могут остаться на ночь в своих палатках. «На такие объекты тоже есть спрос»,— подчеркнул он.
Собеседник в отрасли отмечает, что несколько проектов, под которые их авторы получили гранты, до сих пор не реализованы — глэмпинги так и не открылись. «Причины везде свои: где-то у застройщика в итоге не хватило средств, где-то возникли вопросы с земельным участком, где-то начались трения с местными властями,— рассказывает он.— В любом случае за полученные из бюджета деньги нужно отвечать, поэтому необходимо подумать, стоит ли вообще заявляться на грант».
Предполагать, насколько рынок внутреннего туризма, в том числе и активного, вырастет в численном выражении, участники не берутся. Определяющими моментами, которые влияют на турпоток, по их мнению, остаются покупательская способность населения, инфляция и геополитическая обстановка. Кроме того, операторы надеются на расширение госпрограмм по развитию внутреннего туризма. Необходимый сервис участники отрасли обещают обеспечить.