Пляжи испытывают на прочность
Справляется ли инфраструктура российских курортов с турпотоком
Пляжи Черного моря принимают вдвое больше туристов, чем могут вместить. Максимальная заполняемость — в Анапе, подсчитали аналитики проекта «ПроГород», им занимается корпорация ВЭБ.РФ. Если оценить площадь местных курортов и объем турпотока, то на один квадратный метр пляжа приходится десять человек. В норме же одному туристу для размещения нужно 5 кв. м. Похожая ситуация и в других южных регионах. С чем столкнулись отдыхающие в этом году? Расскажет Даниил Бабкин.
Ничего не смущает российских туристов: ни многокилометровые пробки, ни перебои со светом, ни переполненные пляжи. Чтобы забронировать место на черноморском побережье, приходится идти на хитрость, поделилась собеседница “Ъ FM” Ирина, которая отдыхала с семьей в Адлере: «Мы приехали на курорт, наверное, часов в 8 утра и сразу пошли на пляж. И вот уже в это время людей было много, а к 10 часам уже не осталось свободных лежаков. Городской пляж был забит настолько, что даже негде было разложить покрывало, чтобы прилечь с детишками, то есть для четверых места на нем не хватало. Спасает то, что мы отдыхаем попеременно: то есть одна пара идет купается, другая в это время — загорает».
По данным Российского союза туриндустрии, по числу приезжих Анапа уже обогнала остальные курортные города Краснодарского края. Мэрия прогнозировала, что за год турпоток прибавит 25%, при том что в 2023-м курорт принял 5 млн человек. Для сравнения — турпоток Сочи растет в пять раз медленнее, в основном из-за дорогих авиабилетов. Кроме того, в Анапе появились новые пятизвездные гостиницы и чаще встречается формат «все включено». В результате инфраструктура не справляется, отметил гендиректор санаторно-курортного объединения «РосЮгКурорт» Валерий Сычев:
«Сочи действительно прирастает по номерному фонду, но это не носит взрывного характера, то есть он ежегодного постепенно увеличивается: строятся новые объекты, апартаментные и гостиничные комплексы. Растет и число гостей. Вместе с тем автомобилизация населения растет быстрее, чем дорожная инфраструктура на курорте.
Кроме того, из-за дороговизны жд- и авиабилетов люди все чаще выбирают поездки на машине. А на Сочи, помимо прочего, ложится транзитный трансфер и для международных полетов».
Автотуризму способствует вынужденное закрытие аэропортов Краснодара, Геленджика и Анапы после начала боевых действий на Украине. Они не принимают самолеты до сих пор, из-за этого юг теряет до 7 млн туристов ежегодно, отмечали в Союзе индустрии гостеприимства. Кроме того, местные дороги не рассчитаны на высокий турпоток, подтвердил директор сети отелей Anapa-Sochi Family Владимир Иванов: «Многие участки трассы, например, на подъезде к Анапе еще в состоянии строительства. В некоторых местах используется даже реверсивное движение, образуются гигантские пробки.
То есть если при нормальных условиях какую-то часть пути можно проехать за 2,5-3 часа, то теперь и шесть часов можно на это потратить.
В некоторых местах, в частности, в районе Славянска-на-Кубани образуется "бутылочное горлышко", через которые к тому же ездит много зерновозов и много так называемых хомяков —"КамАЗов" с прицепом с зерном».
В этом сезоне турпоток в Краснодарский край может вырасти на 10-15%, до 20 млн человек, ожидают участники рынка. Крым может принять порядка 7 млн отдыхающих, что в среднем на 40% превышает прошлогодний показатель. Так что десять человек на квадратный метр пляжа — это еще не предел.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".