Мошенникам подбирают абонентов

Как «Фрод-рулетка» помогает бороться со злоумышленниками

Пранкеры-энтузиасты скоро смогут поучаствовать в борьбе с телефонными мошенниками: Т-Банк открыл сбор заявок на присоединение к сервису «Фрод-рулетка». Он распознает вызов от злоумышленника и автоматически переадресует его на участника проекта, который должен как можно дольше держать мошенника на линии. Эта технология впервые разработана в России и не имеет аналогов на мировом рынке. Подробности — у Ильи Сизова.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Недавно сервис протестировал писатель Сергей Минаев:

— Алло?

— Здравствуйте!

— Здравствуйте.

— Вас беспокоит «Мосэнергосбыт», я связываюсь с вами по поводу льготного тарифа.

— Давайте.

— Мне нужно вас зарегистрировать в электронную очередь, после этого вы подойдете в ближайшее отделение МФЦ или «Мосэнерго», чтобы оформить.

— А вы можете по карте посмотреть, где на Красной Пресне отделение МФЦ?

— Да, хорошо, сейчас. Показывает, что есть на Садовнической улице, 11, и на Мичуринской.

— А можете теперь посмотреть, где баня находится на Краснопресненской? У вас все равно карта открыта.

— А зачем вам?

— Я просто после бани бы тогда к ним пошел в пятницу, чтобы посчитать, близко ли там идти от бани.

Открывать доступ к «Фрод-рулетке» будут постепенно, по специальным приглашениям, в зависимости от нагрузки на сервис и количества перехваченных мошеннических звонков. Оставить заявку можно на сайте проекта. До этого несколько месяцев проходило закрытое тестирование, в котором участвовали подготовленные пранкеры, умеющие вести коммуникации с мошенниками:

— Алексей Юрьевич, здравствуйте!

— Здравствуйте.

— По вашему личному кабинету был подан запрос на смену контактного номера телефона. В данной заявке был указан некий Антонов Виктор Сергеевич. Личность вам является знакомой?

— Вроде какой-то Виктор Сергеевич по WhatsApp мне писал. Вспоминаю, Антонов, по-моему, как раз. Виктор Сергеевич. Последние 10 тыс. руб. отдал практически.

Первые пользователи в среднем говорили с мошенниками по 20-25 минут. Это позволяет обезвредить целый колл-центр, который зарабатывает больше 50 млн руб. в месяц. А поскольку звонки переадресуют анонимно, и злоумышленник уверен, что говорит с настоящей жертвой, сразу несколько его вызовов могут поступить одному и тому же участнику «Фрод-рулетки». И это по-настоящему ставит мошенника в замешательство:

— Валерий Владимирович, здравствуйте!

— Здравствуйте!

— Некий Антонов Виктор Сергеевич, личность вам является знакомой?

— Не совсем уверен, но в WhatsApp тут со мной какой-то человек связывался. Я ему денег перекинул, 10 тыс. руб.

— Вы робот?

— Нет, не робот.

— Да вы шутите! Вы робот!

— Куда бы ты ни позвонил, все время будешь попадать на меня. Это всемирный заговор.

Многие люди считают, что знают достаточно о работе мошенников, но практика показывает, что в моменты стресса и под воздействием манипуляции человек может вести себя нерационально. Тем более что злоумышленники постоянно совершенствуют свои схемы и придумывают новые. Участники «Фрод-рулетки» при этом смогут пройти психологическую подготовку и узнать о типичных сценариях разговора и приемах, которыми пользуются мошенники, и это поможет как можно дольше удерживать их на линии.

Вся лента