Санкции США направились в Китай

Может ли введение ограничений реально повлиять на систему платежей

США вновь угрожают санкциями китайским банкам. Введение новых мер анонсировал советник по национальной безопасности Джейк Салливан. По его словам, ограничения против китайских компаний, поддерживающих Россию, уже готовятся, в первую очередь под удар могут попасть именно кредитные организации. Чиновник сообщил, что Пекин откликается, когда США представляют конкретные доказательства нарушения санкций, но общая ситуация не радует Вашингтон. В декабре прошлого года Джо Байден разрешил Минфину преследовать банки, поддерживающие оборонную промышленность России. На этом фоне многие кредитные организации отказались проводить платежи. По словам Салливана, у Белого дома есть «почти беспрецедентные» возможности для давления на финансовый сектор КНР.

Фото: Elizabeth Frantz, Reuters

О каких мерах может идти речь? На этот вопрос “Ъ FM” ответил партнер адвокатского бюро NSP Александр Некторов: «У США довольно серьезные рычаги имеются в наличии. Включение соответствующего банка SDN List — это довольно серьезный шаг с политической точки зрения, тем не менее США могут санкционировать какой-нибудь относительно небольшой банк, который несильно повлияет на финансовую систему Китая, но очень сильно испугает всех остальных.

Второй способ — это действие через банки-корреспонденты. Очевидно, что финансовая организация не может функционировать, не имея корреспондентские отношения с долларом и евро. У США есть возможность влиять на эти корреспондентские отношения, потому что глобальными корреспондентами по доллару США являются крупные американские банки.

У типичного успешного китайского производителя поставки в Россию составляют какие-то минимальные проценты. Соответственно, этот поставщик среди клиентов видит сложных клиентов из России, которые не могут заплатить, с ними постоянно какие-то проблемы с точки зрения логистики, еще и санкционные риски. То же самое применительно к китайским банкам. Ну, сколько китайский банк заработает от какого-то платежа в Россию или из России? Просто копейки. Соответственно, зачем ему этим заниматься с учетом тех рисков, которые он несет? Обходные пути, наверное, можно найти, но в этом должны быть заинтересованы две стороны. Пока я не очень понимаю, зачем китайцам придумывать какие-то сложные конструкции».

По данным Bloomberg, в июне прямые платежи из России в Китай стали практически невозможными. Сроки проведения трансакций растянулись на месяцы, а комиссия значительно выросла. На ситуацию повлияла лишь возросшая угроза введения вторичных санкций США, фактически Вашингтон еще не накладывал ограничений на китайские кредитные организации.

Но если это все же произойдет, то эскалация в отношениях двух стран неминуема, уверен гендиректор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев: «В июне американцы расширили толкование российского ВПК, теперь, условно говоря, если контрагентом китайского банка выступает российский банк, подсанкционный, а они у нас почти все подсанкционные, то китайский банк рискует подпасть под американские вторичные санкции.

Но пока американцы их не применяли именно против банков, обычно китайцы отвечают на это. Если речь идет о серьезной крупной компании, в ответ они могут ввести аналогичные санкции против каких-то американских финансовых институтов. Но в ситуации, когда, допустим, американцы вводили санкции против небольших китайских фирм за взаимодействие с Россией, китайцы каких-то жестких мер ответных не принимали. Все зависит от того, что это будут за банки, какие будут их размеры.

Дональд Трамп более антикитайский, конечно, кандидат. Республиканцы в целом более антикитайские, чем демократы, поэтому следует ожидать, что Трамп может вести более жесткую политику в отношении Китая, может быть, даже не столько в контексте России, сколько вообще в контексте китайско-американских отношений.

Я думаю, останется возможность проведения платежей через третьи страны, просто цена риска будет выше.

Будут появляться банки, которые специализируются на работе с Россией, даже если они будут в американских списках заблокированных лиц, то они все равно будут продолжать работать, обслуживать трансакции в юанях, например. У нас торговля — четверть триллиона долларов с Китаем. Не думаю, что американцы помешают этому объему».

Собеседники “Ъ FM” отмечали, что для быстрых переводов в юанях пользуются услугами маленьких китайских банков и посредников из третьих стран, например, Киргизии или Таиланда.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Ульяна Горелова

Вся лента