Медаль обратной силы не имеет
С участника СВО сняли судимость, деньги и иномарки
Как стало известно “Ъ”, в Генпрокуратуру с просьбой защитить его права обратился командир одного из штурмовых отрядов, участвующих в СВО, Батыр Бекмурадов. Отставной майор спецназа ВДВ ранее был осужден в общей сложности на 15 лет за участие в перестрелке на Рочдельской улице Москвы и организацию похищения из-за долга гражданина США Бориса Минахи. Год назад Бекмурадов заключил контракт с Минобороны, ушел на спецоперацию и был награжден медалью «За отвагу», что полностью обелило его перед законом. Однако изъятые ранее деньги и три дорогие иномарки, которые он хочет использовать на СВО, ему так и не вернули.
По данным “Ъ”, заявление в надзорное ведомство 54-летний Батыр Бекмурадов написал со своим адвокатом во время краткосрочного отпуска со СВО. В документе они ставят вопрос о выдаче денежных средств, которые были изъяты еще в ходе обыска в августе 2016 года, а также двух внедорожников и представительского BMW. В то же время они были помещены на спецстоянку ГУ МВД по Москве и числятся на «ответственном хранении».
Автомобили и деньги не вызвали интереса у судей при рассмотрении уголовного дела. Суд постановил, что по вопросу их возврата надлежит обращаться к следователю. «После долгих безуспешных попыток добиться внятного ответа, когда наконец вернут и деньги, и где вообще находятся автомобили, которые Батыр Италмазович (Бекмурадов.— “Ъ”) хотел использовать со своими бойцами в СВО, мы были вынуждены обратиться в Генпрокуратуру через приемную по защите прав участников спецоперации и их семей»,— рассказал “Ъ” адвокат Ярослав Пакулин. Однако, по его словам, обращение было передано в прокуратуру Москвы, а оттуда на днях заявители получили неожиданный ответ: заявление перенаправлено «для организации рассмотрения» в ГСУ ГУВД по Москве, на действия или бездействие чьих сотрудников, собственно, и жаловался Батыр Бекмурадов. «Мы планируем обжаловать этот ответ, чтобы надзорный орган все-таки провел самостоятельную проверку и принял меры для устранения нарушений. Разбор жалобы нельзя поручать тем, чьи действия обжалуются»,— сообщил Ярослав Пакулин. Он особо подчеркнул, что его ранее дважды судимый доверитель на данный момент чист перед законом.
Во-первых, он полностью добросовестно «отработал» свой первый полугодовой контракт, который, как рассказывал “Ъ”, заключил в то время, когда отбывал срок в Липецкой колонии строгого режима.
Это автоматически освобождает от наказания и снимает судимость. Десантник занимался боевой подготовкой и слаживанием бойцов штурмового отряда, который позже принял под его непосредственным командованием участие в ожесточенных боях на херсонском направлении. Сам Батыр Бекмурадов, уже заключивший новый длительный контракт, отличился в бою и получил госнаграду — медаль «За отвагу», что, согласно последним поправкам к законодательству, также является основанием для погашения судимости. Интересно, что за участие в вооруженных конфликтах прошлых лет гвардии майор был отмечен орденом «За личное мужество», медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». На последнем процессе прокурор требовал лишить его наград, но суд в этом отказал, заключив, что преступления «на гражданке» не имеют отношения к боевым заслугам. Батыр Бекмурадов и его представители активизировали усилия по возврату изъятых имущества и денег одновременно с его отъездом в зону боевых действий.
Как не раз сообщал “Ъ”, в 2016 году сотрудники ЧОПа, принадлежащего Бекмурадову, приняли участие в получившем скандальную известность конфликте со стрельбой на Рочдельской улице в Москве. Инцидент обернулся не только сроками для его непосредственных участников, но и лишением должностей и обвинительными приговорами ряда высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов.
В 2018 году Батыр Бекмурадов был приговорен за участие в вымогательстве (ст. 163 УК РФ) в составе группы из более чем десяти человек к девяти годам лишения свободы.
Впрочем, в колонию бывшего майора не отправили, а оставили в СИЗО «Лефортово»: следователи ФСБ возбудили в отношении него еще одно дело — об организации похищения бизнесмена, гражданина США Бориса Минахи. Спецслужбы настаивали, что Батыр Бекмурадов участвовал в этом преступлении с другим фигурантом расследования — близким к основателю компании «Вимм-Билль-Данн» Давиду Якобашвили бизнесменом Давидом Мирзоевым. На доставшихся следствию аудиозаписях подельники обсуждали план принуждения господина Минахи к возврату долга.
Интересно, что оба фигуранта частично признавали вину, утверждая, что они действительно планировали «воздействие» на Бориса Минахи с целью взыскания с него долга в $21 млн (он остался должен эту сумму за элеватор в порту Ейска на Азовском море) перед Давидом Якобашвили. Последний, имеющий шведское подданство, так и не приехал из-за границы для дачи показаний в суде, как, впрочем, и потерпевший Минахи. При этом оба фигуранта расследования настаивали, что в итоге сами отказались от совершения преступления. Само похищение действительно имело место, однако никого из непосредственных исполнителей установить не удалось. Тем не менее коллегия присяжных Мосгорсуда признала Батыра Бекмурадова и Давида Мирзоева виновными в похищении человека и самоуправстве (ст. 163 и ст. 330 УК РФ) и не заслуживающими снисхождения.
Прежний девятилетний срок бывшего офицера увеличился на шесть лет, а господин Мирзоев как подстрекатель к преступлению получил десять лет.
Почти новые черный BMW 730 и два внедорожника Nissan Patrol черного и красного цвета были изъяты у Бекмурадова в рамках первого дела. Кроме того, из квартиры экс-офицера в Видном следователи ГСУ ГУ МВД по Москве забрали $3 тыс., €4 тыс. и 43 тыс. руб. Деньги якобы поместили на спецсчет, а машины отправились на спецстоянку.