Всенародное одиночество
Исполнилось 100 лет со дня рождения Татьяны Лиозновой
За тридцать с лишним лет Татьяна Михайловна Лиознова сняла всего девять фильмов. Это немного — под стать полуопальным режиссерам-авторам, а не жанровому «мультиинструменталисту», каким была Лиознова, создатель таких вершин советского кинематографа, как «Три тополя на Плющихе» (1967) и «Семнадцать мгновений весны» (1973).
Татьяна Лиознова
Фото: Галина Кмит / РИА Новости
Миниатюрная, черноглазая Лиознова, всю жизнь прожившая с мамой и так и не вышедшая замуж, хотя ее любили яркие и влиятельные люди своего времени, обладала стальной, диктаторской волей. Работа над «Мгновениями», например, завершилась эпическим разрывом с Юлианом Семеновым и Микаэлом Таривердиевым.
Освоив, по ее словам, все кинопрофессии, от студийной уборщицы до второго режиссера, она обладала точным профессиональным слухом и в монтаже, и в музыкальном сопровождении фильмов, и прежде всего в работе с актерами.
Обожала репетиции, в ходе которых, по словам Армена Джигарханяна, выкраивала тончайшую «вязь» отношений между персонажами. И благодаря этому в ее фильмах сыграли одни из своих лучших ролей десятки актеров — от Людмилы Хитяевой, Клары Лучко и Вячеслава Тихонова до Юрия Яковлева, Леонида Куравлева и Олега Янковского.
Жизнь ее не щадила, как не щадила и все ее поколение. Отец, инженер-экономист Моисей Аронович Лиознов, пропал без вести в рядах московского ополчения. Погибли и три брата ее матери.
Позже, уже после окончания ВГИКа (1949), она окажется без работы и будет на пару с мамой портняжничать, пока не закончится период «малокартинья» и на студиях не откроются новые вакансии.
Но еще до ВГИКа, вернувшись из свердловской эвакуации, она поступила в МАИ. Проучилась там всего один семестр, но авиатема оставалась для нее родной. Летчикам посвящены ее дебют «Память сердца» (1958), трогательный фильм о сбитом над Россией английском летчике, возвращающемся в СССР с друзьями, чтобы найти спасшую его учительницу — там, кстати, снялись аж четверо английских экспатов, более или менее работавших на нашу разведку,— и фильм памяти погибших испытателей первого советского реактивного истребителя «Им покоряется небо» (1963), образец «сурового стиля». Ее приемной дочерью станет дочь друга-испытателя.
Во ВГИКе Лиознова окончила легендарную актерско-режиссерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, работала вторым режиссером на «Молодой гвардии» (1947). Сама она говорила о Сергее Аполлинариевиче как о символическом отце, «идеологе», «носителе мужского начала».
Другие говорят про Герасимова, что он выпускал со своего курса «маленьких Герасимовых». Лиознова «маленькой» в профессии никак не была, но, да, творчески адаптировала некоторые особенности позднего герасимовского стиля.
Неторопливую, порой резонерскую интонацию социальных драм, нарушаемую приглушенными, но от этого не менее патетическими крещендо. И еще умение использовать «паузу как действие», что ярче всего проявится в тягучих «Мгновениях».
Она владела всеми жанрами, за которые бралась. «Евдокия» (1961) и «Рано утром» (1965) — ее образцовый дуэт с гением социалистического сентиментализма Верой Пановой, самым, пожалуй, экранизируемым автором «оттепели». Она, вообще не претендуя, за исключением конфликта с Юлианом Семеновым, на роль сценариста, всегда работала с отменными авторами — от Анатолия Аграновского и Леонида Аграновича до Александра Гельмана и Александра Борщаговского. На сценаристов у нее тоже был идеальный слух.
«Три тополя на Плющихе» едва ли не лучшая советская мелодрама о неслучившейся любви, построенная на тех же самых «паузах»: вспомните, как таксист Олега Ефремова ждет, вглядываясь в окна домов, так и не вышедшую ему навстречу героиню Татьяны Дорониной.
«Мы, нижеподписавшиеся» (1981) — одна из лучших производственных драм или фильмов морального беспокойства о том, что все далеко не ладно «в Датском королевстве», то есть СССР. Виртуозное действо, разыгранное практически целиком в одном вагонном купе.
И наконец, «Мгновения», вокруг которых наверчено слишком много легенд и анекдотов, чтобы было можно оценить этот 12-серийный шедевр, едва ли не самый популярный советский фильм, в строго эстетических категориях.
Тут тебе и Брежнев, требующий присвоить Штирлицу звание Героя Советского Союза, и пустеющие на время телепоказов улицы, и якобы обаяние черной униформы, роковым образом действовавшее на некрепкие юные головы. Все это чепуха.
В сухом остатке — чистая, завораживающая магия кино, складывающаяся из тех самых пауз, из музыки, мозаики актерских шедевров и диалогов, ставших, как сказали бы сейчас, «мемами». И конечно, это был великий фильм об одиночестве героя — а Тихонов был «актером одиночества» — сродни одиночеству самой Татьяны Лиозновой.
Фотогалерея
Творческий путь Татьяны Лиозновой
Лиознова Татьяна Михайловна родилась 20 июля 1924 года в Москве. Ее отец был инженером-экономистом. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт и пропал без вести. Мать Татьяны Лиозновой работала в Наркомате черной металлургии. Они вместе были эвакуированы в Свердловск
Фото: Валентин Мастюков, Валентин Черединцев / ТАСС
«Поступать на режиссерский факультет я решила сразу после десятого класса»
Татьяна Лиознова вернулась в столицу в 1942 году и поступила в Московский авиационный институт, но забрала документы после первого семестра. В 1943 году начала учиться во ВГИКе, в мастерской народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Окончила вуз с отличием в 1949 году
Фото: РИА Новости
После института получила распределение на Киностудию им. М. Горького, но была уволена из-за разворачивавшейся в это время антисемитской кампании. Некоторое время была вынуждена зарабатывать пошивом одежды на заказ вместе с матерью. В 1950 году стала ассистентом Сергея Герасимова на съемках его фильма «Освобожденный Китай»
Фото: Галина Кмит / РИА Новости
В 1953 году она была восстановлена на Киностудии им. М. Горького в качестве художественного руководителя творческо-производственного объединения юношеских фильмов, занимала этот пост до 1982 года
Фото: Валентин Мастюков / ТАСС
«Я просто хотела бы снимать картины, потому что это — главное дело моей жизни»
С 1957 года начала работать режиссером-постановщиком. Ее дебютом в кино стала военная драма «Память сердца», вышедшая на экраны в 1958 году
Фото: Валентин Мастюков / ТАСС
Татьяна Лиознова пришла в режиссерскую профессию, когда она считалась по преимуществу мужским делом: немногочисленные женщины-режиссеры воспринимались в то время как аномалия и часто вызывали снисходительное отношение. Сильный характер и исключительный профессионализм самой Лиозновой ломали эти стереотипы
На фото: с актером Вячеславом Тихоновым (1973 год)
Фото: Макс Альперт / РИА Новости
«Я люблю все свои фильмы, потому что они все мне трудно достались. Легких фильмов нет»
В 1961 году на экраны вышел фильм Татьяны Лиозновой «Евдокия». В 1963 году она сняла киноленту «Им покоряется небо», а в 1965 году — мелодраму «Рано утром»
Фото: Валентин Мастюков / ТАСС
«“Три тополя на Плющихе” продолжает главную тему всех моих работ — тему верности»
Большую известность Татьяне Лиозновой принесла вышедшая в 1967 году тонкая и лиричная мелодрама «Три тополя на Плющихе». Экранный дуэт Татьяны Дорониной и Олега Ефремова имел невероятный зрительский успех, а звучащая в кадре песня Александры Пахмутовой «Нежность» вошла в число главных песен советского кино
Фото: Валентин Мастюков / ТАСС
«Знаете, вокруг “Семнадцати мгновений” много вранья. Некоторым хочется сочинить про себя нечто “героическое”»
В августе 1973 года на экраны вышел 12-серийный телефильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» — еще более масштабная удача режиссера. Аудитория первого показа составляла от 50 до 80 млн человек. Ни одно другое советское телепроизведение 1970-х годов не получало настолько всенародную любовь и не оказывало такого влияния в том числе и на массовую культуру
Фото: Александр Коньков / ТАСС
«Я по два-три года искала ту историю, которую я бы прочла и у меня заколотилось сердце. Только из-за этого я сняла так мало картин»
После «Семнадцати мгновений весны» Татьяна Лиознова сняла еще три картины. В 1981 году вышли фильм-мюзикл «Карнавал» и социальная драма «Мы, нижеподписавшиеся». В 1986 году состоялась премьера ее последней режиссерской работы — трехсерийного телефильма «Конец света с последующим симпозиумом»
Фото: Макс Альперт / РИА Новости
О Татьяне Лиозновой можно говорить как о режиссере со своими излюбленными темами и героями. Это обычно были одержимые мечтой или миссией «свои среди чужих» — крестьянки и лимитчицы во враждебном городе, благородные рыцари в стане партийных бюрократов, безупречный Штирлиц в логове нацистов
На фото: с президентом России Владимиром Путиным (2000 год)
Фото: Владимир Родионов, Сергей Величкин / ТАСС
«Да, мои дети — это фильмы. Они дорогого стоят — всей жизни моей. Но они же мне и давали счастье»
Татьяна Лиознова никогда не была замужем и не имела своих детей. У нее осталась названная дочь Людмила Лисина
Фото: Галина Кмит / РИА Новости
«Ведь мы, художники,— “властители дум”, мы внушаем чувства, какое-то нравственное, благородное отношение к течению жизни. Это должны нести герои, так я это понимаю»
Жизненному пути режиссера посвящены документальные фильмы «Татьяна Лиознова. Моя железная леди» (2009 год), «Татьяна Лиознова. Мгновения» (2013 год) и «До и после Штирлица» (2024 год)
На фото: с режиссером Марленом Хуциевым (2004 год)
Фото: Эмиль Матвеев / ТАСС
Татьяна Лиознова умерла 29 сентября 2011 года в Москве на 88-м году жизни после продолжительной болезни. Урна с ее прахом была захоронена на Донском кладбище. В 2016 году на здании Киностудии им. М. Горького была установлена памятная доска (на фото), посвященная Татьяне Лиозновой
На фото: депутат Госдумы Иосиф Кобзон (слева) и министр культуры РФ Владимир Мединский на церемонии открытия мемориальной доски
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости