В Европу со своим литием

Сербия меняет стратегическое сырье на поддержку ЕС

Соглашение о добыче в Сербии лития для нужд ЕС, подписанное в конце прошлой недели, возымело в республике эффект разорвавшейся бомбы. Сербская оппозиция обвинила власти в превращении страны в «дешевую сырьевую колонию» и «объявлении войны собственному народу». Власти утверждают, что «литий для Сербии станет тем, чем для Норвегии стала нефть». Региональные эксперты же считают, что президент Сербии Александр Вучич рассчитывает в этом проекте не только на финансовые, но и на геополитические дивиденды. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.

Канцлер Германии Олаф Шольц (крайний слева), президент Сербии Александр Вучич (в центре) и вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович (крайний справа)

Фото: Zorana Jevtic, Reuters

О визите в Белград 19 июля канцлера Германии Олафа Шольца и заместителя главы Еврокомиссии Мароша Шефчовича стало известно лишь за пару дней до их приезда. В пятницу европейские гости встретились практически со всем высшим сербским руководством. Кроме того, в Белграде было подписано соглашение о сотрудничестве Сербии и ЕС в сфере стратегического сырья. В первую очередь оно предполагает добычу на западе Сербии в районе реки Ядар лития, который, как признают в Евросоюзе, жизненно необходим европейским странам для снижения зависимости от импорта из Китая литиевых батареек и аккумуляторов для электромобилей. Крупнейший производитель электрокаров в Европе — Германия, поэтому Олаф Шольц и составил компанию господину Шефчовичу в его поездке в Белград.

После заключения соглашения гости всячески подчеркивали его значимость. «Еврокомиссия и Сербия подписали важный документ, который укрепит наше сотрудничество в снабжении сырьем,— объявил Олаф Шольц.— Мы делаем важный шаг, при помощи добычи лития в Сербии мы сможем достичь наших климатических целей. Нам нужны эти аккумуляторы».

Немецкий канцлер убежден, что «литий будет иметь такое же важное значение в будущем, какое до сих пор имела нефть».

О значимости проекта говорят и сербские руководители. Президент Александр Вучич в одном из недавних интервью заверил, что добыча лития, которая может начаться в 2028 году, станет поворотным моментом для Сербии. По его словам, страна рассчитывает добывать 58 тыс. тонн лития в год, что будет достаточно для производства 1,1 млн электромобилей (а это 17% европейского рынка). Экс-премьер, а ныне спикер парламента Ана Брнабич, которая еще год назад говорила, что «история с литием закончена», сегодня утверждает, что «литий для Сербии станет тем, чем для Норвегии стала нефть». А министр финансов Синиша Мали уверяет, что Сербия благодаря литию будет получать $10–12 млрд в год, или 16% своего ВВП.

Энтузиазм сербских властей, правда, не совсем разделяют местные специалисты. Экономист и эксперт по сырьевым вопросам Звездан Калмар говорит, что Сербия имеет не 10%, как утверждают власти, а лишь около 1,5% мировых запасов лития и занимает по этому показателю 11-е место в мире. Кроме того, ряд европейских стран (Австрия, Германия, Франция, Испания, Чехия) также обладают немалыми запасами лития, но не добывают его из-за высоких рисков для экологии.

Тем не менее накануне прибытия в Белград высоких гостей из ЕС и Германии власти Сербии дали зеленый свет проекту по добыче лития на реке Ядар, стоимость которого оценивается в $2,4 млрд.

Предполагается, что добычей займется транснациональная компания Rio Tinto. По сути, был реанимирован проект, который сербское правительство прикрыло два года назад, в преддверии парламентских выборов, из-за массовых протестов по всей стране. Недавно же Конституционный суд Сербии отменил то решение правительства, сочтя его противоречащим основному закону страны, после чего власти и вернули проект к жизни.

И сейчас противники нынешнего руководства восприняли в штыки как сам проект «Ядар», так и подключение к нему ЕС. Один из лидеров оппозиции Александр Йованович назвал соглашение «смертным приговором» территории в районе реки Ядар и превращением Сербии в «дешевую сырьевую колонию». Оппозиция обвинила власти в «объявлении войны собственному народу» и призвала население дать отпор их планам.

Тем не менее сербские власти твердо намерены реализовать проект «Ядар». «Александр Вучич уверен, что добыча лития принесет не только финансовые, но и геополитические дивиденды,— пояснил “Ъ” внешнеполитический колумнист хорватского влиятельного издания Jutarnji list Владо Вурушич.— Президент Сербии рассчитывает, что литий спасет его от политической изоляции и переговоров с Косово. Вучич надеется, что Европа закроет глаза на его политику дестабилизации в регионе».

Добыча лития в мире

В 2023 году мировое производство лития выросло на 23%, до примерно 180 тыс. тонн, говорится в отчете геологической службы США (USGS). Основной фактор — высокий спрос на литий-ионные аккумуляторы. Мировые запасы лития оцениваются в 28 млн тонн. В число крупнейших добытчиков лития в 2023 году USGS включает Австралию (86 тыс. тонн), Чили (44 тыс. тонн) и Китай (33 тыс. тонн).

В исследовании НИУ ВШЭ отмечается, что в 2014 году основной объем лития использовался в производстве стекла и керамики, а в 2023 году на первое место вышло производство аккумуляторов. Литий-ионные накопители, говорится в исследовании, отличает сравнительно высокая производительность, длительный срок службы, возможность перезарядки. Основная доля таких аккумуляторов используется для выпуска портативной электроники и электротранспорта. К 2030 году мировое производство лития может превысить 470 тыс. тонн, говорится в исследовании НИУ ВШЭ.

В России разработкой первого и крупнейшего в стране литиевого месторождения — Колмозерского — занимается компания «Полярный литий», совместное предприятие «Норникеля» и «Росатома». Проект предполагает выпуск 45 тыс. тонн карбоната и гидроксида лития в год, выход на проектную мощность запланирован к 2030 году.

Анатолий Костырев

Вся лента