Oracle ушла бесследно

Почему американская компания не заплатила российским кредиторам

Компания Oracle не заплатила ни одному российскому кредитору. Общая сумма требований достигла 1,5 млрд руб. Прошлым летом местную «дочку» компании признали банкротом. Было открыто конкурсное производство. Среди кредиторов «Сбер», Альфа-банк и «МегаФон». Требования связаны в первую очередь с оплаченными, но не оказанными услугами. Об уходе с российского рынка Oracle объявила весной 2022 года. Тогда же она приостановила работу с местным бизнесом. При этом конкурсный управляющий утверждает, что компания заранее вывела активы из России и уничтожила оборудование, которое здесь находится.

Фото: Paul Sakuma, File / AP

Почему Oracle так поступила? Генеральный директор компании R-Vision Александр Бондаренко не исключает, что компания сочла издержки от продолжения работы в России более существенными: «Понятно, что если компания закрывает какое-то направление бизнеса, она, естественно, попытается получить максимум, продав свои активы, сохранив то, что еще ценно, но в текущих обстоятельствах получается, что, даже банально продавая какие-то активы, ты должен получить за это денежные средства от контрагентов из России, что может иметь последствия для компании.

Поэтому, скорее всего, руководство взвесило это все, имея на руках расчеты того, сколько компания потеряет, какие убытки надо будет списать, что будет, если все-таки компания попробует каким-то образом перепродать свои активы. Видимо, цифра сильно перевесила, поэтому они приняли такое решение — закрыть компанию и оборудование утилизировать, потому что его нельзя продать официально».

В то же время партнер юридической фирмы Orlova\Ermolenko Александр Ермоленко отмечает, что такая стратегия поведения типична для многих банкротов. И, по ее словам, в этом случае у кредиторов мало шансов взыскать долги: «Даже если мы не берем этот момент с уходом из России, если мы говорим только про банкротство как таковое, и это касается любых компаний, российских и нероссийских, если должник хорошо к этому готовится, то у кредиторов очень малые шансы что-либо получить.

Вообще, кто-то говорит, три копейки на один рубль удовлетворение кредиторов в России в среднем, то есть 3%, кто-то говорит, что 6%. То есть возврат долгов через банкротство — это ничтожный процент. В данном случае, видимо, было принято решение все обнулить, и оно было, ну, так выглядит, более или менее профессионально исполнено.

Институт субсидиарной ответственности — это следующий шаг, когда мы не можем получить с самой компании, мы идем к собственникам и к топ-менеджерам. Тут будет зависеть от того, насколько легко до них дотянуться, то есть кто эти люди или не люди, компании, где они находятся, в каких юрисдикциях. Если в России ничего нет, то и получить, скорее всего, ничего не получится. Последние годы работал розыск по юрисдикциям. Крупные банки разыскивали активы по всему миру, взыскивали задолженности, но сейчас, к сожалению, это опять почти не работает, ну, или плохо работает».

В прошлом году стало известно, что компания Cisco, также ушедшая из России, уничтожила местные запасы оборудования. Его стоимость оценивается в 2 млрд руб. Иначе поступил главный конкурент Oracle — немецкая SAP. Она объявила о продаже аппаратуры, которая осталась в России.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Илья Сизов

Вся лента