«Байден сделал нечто такое, чего никогда не сделает Трамп»
Мировые СМИ — о решении президента США покинуть предвыборную гонку
Средства массовой информации по обе стороны Атлантики обсуждают решение действующего президента США оставить мысль о переизбрании. Для убежденных сторонников демократов — это шаг, исполненный глубокого мужества и самопожертвования, пусть и не вполне добровольный. Те, кто поддерживает Дональда Трампа, видят в случившемся доказательство того, что демократы с самого начала занимались лишь тем, что врали и самому господину Байдену, и избирателям. Те, кто смотрит на все это со стороны, готовы признать и безусловное мужество Джо Байдена, и то, что всей этой истории можно было бы избежать, будь он дальновиднее.
The New York Times (Нью-Йорк, США)
Решение президента не участвовать в президентских выборах 2024 года — достойное завершение карьеры для человека, вся жизнь которого была посвящена общественному служению. Господин Байден хорошо послужил стране в качестве ее президента. Согласившись уйти, когда закончится его срок в январе, он серьезно усилил шансы своей партии на то, чтобы защитить страну от опасностей, связанных с возвращением Дональда Трампа к власти… Господин Байден сделал нечто такое, чего никогда не сделает господин Трамп. Он поставил национальные интересы выше своих гордости и амбиций. Уход господина Байдена дает демократам возможность перефокусировать внимание общественности с вопросов о годности президента (исполнять обязанности.— «Ъ») на очевидную моральную и свойственную его темпераменту негодность господина Трампа — и на опасности, связанные с получением им значительных полномочий президента.
Bloomberg (Нью-Йорк, США)
Байден должен был начать этот процесс еще год назад. Но, как оказалось, потребовался унизительный для него провал на дебатах в июне, чтобы стало ясно: он слишком ослаб для участия в гонке. Потребовались и недели выкручивания рук со стороны ведущих членов Демократической партии, и отважные публичные заявления некоторых других, чтобы убедить Байдена в конце концов отступить. Но он отступил… И здесь кроется еще один важный урок. Лидеры Демократической партии показали, что они более готовы поступать правильно — требуя, чтобы действующий президент перестал быть их знаменосцем,— чем руководство Республиканской партии, которое на каждом углу уступало и поддавалось в течение последних девяти лет, какими бы незаконными и гнусными ни были его проступки.
The New York Post (Нью-Йорк, США)
Они (демократы.— «Ъ») врали и попались на лжи. Линия Демократической партии в отношении президента Байдена заключалась в том, что он выступил с исключительно эффектным обращением к нации. Пусть он мог перепутать пару имен, но с возрастом он стал только лучше. И судить его надо по достижениям, которые превосходят даже достижения Линдона Джонсона. Все, что наводило на мысль о его упадке, было параноидальной ложью, или, используя совершенно нелепый неологизм,— дешевым фейком. Все, что мы видели своими собственными глазами, было обманчивым. Нет, он не заговаривался на саммите G7. Нет, он не застыл на собственном мероприятии по сбору средств в Голливуде. Нет, все было прекрасно. Формально никто не поддержал эту партийную линию, но каждый знал, что ей надо следовать,— лидеры демократов, журналисты, спонсоры… Президента можно простить за то, что он чувствует разочарование и гнев по поводу того, что каждый, кто прикрывал его, бросил его…
У воров нету чести, но не должно ли быть ее, хотя бы чуть-чуть, у политических заговорщиков?
Байден продемонстрировал монументальную недальновидность, решив в прошлом году снова баллотироваться. Но почти наверняка он был во власти самообмана. Его же пособники были действительно циничны и бесчестны, надеясь, что их фальшивый нарратив о продолжающейся витальности Байдена поможет им продержаться до ноября.
El Mundo (Мадрид, Испания)
Решение Джо Байдена не баллотироваться для переизбрания на пост президента США — верный, необходимый и смелый шаг… Его уход — не что иное, как жест личного мужества, каковым Байден, кроме того, пытается спасти свое наследие, которое бы оказалось в опасности, продолжи он цепляться за должность, для чего у него уже очевидно нет сил. То наследие, которое он сумел выковать…— возвращение институциональной нормальности Белому дому, восстановление международных альянсов, особенно с Европой, которые Дональд Трамп разрушил… Решение беспрецедентно и привносит элемент неопределенности… который будет иметь и международный отклик во времена геополитической нестабильности. Но это ответственный шаг… Он открывает новую эру в предвыборной кампании, и теперь уже очередь Демократической партии посмотреть в зеркало.
Frankfurter Allgemeine Zeitung (Франкфурт, Германия)
Джо Байден подвел свою партию как минимум так же сильно, как и себя самого. Его катастрофическое выступление на телевизионных дебатах против Трампа вызвало серьезные сомнения в том, что его физическое состояние подходит для того, чтобы еще четыре года выполнять сложные во всех отношениях функции лидера мировой державы — Америки…
Именно против паники в собственной партии в конце концов оказался не в состоянии бороться Байден…
Против такого сопротивления бессилен почти любой политик. Вы не можете вести предвыборную борьбу против своих собственных людей.
Теперь незадолго до выборов демократы ставят сомнительный эксперимент. Начиная с выбора нового кандидата. Байден сейчас поддержал вице-президента Камалу Харрис, но ей нужно для начала убедить собственную партию — самое позднее на партийной конференции в августе… Для всего остального мира американские выборы становятся еще более щекочущими нервы. Байден был искренним атлантистом, которых в Вашингтоне осталось не так уж много. 5 ноября Америка будет выбирать между (старым) националистом и молодым политиком-демократом, про которого мы уже знаем одно: у него не будет опыта Байдена.
The Guardian (Лондон, Великобритания)
Несмотря на недавние провалы в памяти и малапропизмы, Джо Байден знает столько о внешней политике и зарубежных лидерах, сколько не знает ни один другой высокопоставленный представитель демократов… Но дипломаты чувствовали, что его звезда закатывается, в том числе когда он не мог четко объяснить американцам, почему стоит защищать Украину. Ощущение, что он недостаточно энергично отстаивает внешнеполитические аргументы внутри страны, стало основой европейского дипломатического дискурса. А его выступление на саммите G7 в Италии вызвало изумление. И постепенно то, что раньше казалось его природными инстинктами, теперь стало выглядеть как признак далеко ушедшей эпохи. Его знания и опыт стали для него ловушкой, но в то же время освободили его.