Мошенники вызвонились в мессенджерах

Борьба с фродом осваивает новые каналы связи

Вместе с переходом мошеннических звонков в мессенджеры операторы связи начали запускать системы их выявления и блокировки. Миграцию злоумышленников в Telegram, WhatsApp и Viber участники рынка связывают с работой антифрод-систем операторов и государственной платформы верификации телефонных вызовов. В Роскомнадзоре считают, что иностранные платформы привлекают преступников, поскольку не подтверждают данные пользователей в российских базах. Однако системы блокировки потенциально опасных вызовов в мессенджерах пока используют только отечественные базы номеров, что оставляет злоумышленникам лазейки, отмечают эксперты.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Операторы связи переходят к борьбе с мошенническими вызовами в мессенджерах. Так, в «Вымпелкоме» рассказали “Ъ”, что запустили бесплатный сервис, который блокирует или помечает потенциальные мошеннические звонки в Telegram, WhatsApp и Viber. Система сверяет номер телефона, на который зарегистрирован аккаунт, с базой данных оператора, Роскомнадзора, ЦБ, «Сбера» и «Лаборатории Касперского». Если номер проходит по базам как мошеннический, то вызов блокируется, а если как спамерский, то помечается как «потенциально опасный». Для этого пользователям нужно предоставить доступ операторскому приложению к идентификации и блокировке вызовов в настройках мобильного телефона.

В Tele2 рассказали, что «прорабатывают продукт» совместно с банками, чтобы блокировать подозрительные трансакции, которые клиент запрашивает после разговоров в приложениях. У Т-Банка и МТС есть бесплатные определители номеров в мессенджерах, у последней он доступен только на iOS. «Технологически мы готовы и к блокировке таких звонков, но сейчас обсуждаем, как сделать это наиболее эффективно: недостаточно просто взять номера, помеченные как спам или мошенничество в базах данных,— при таком подходе есть риск не допустить до клиента полезные звонки»,— объясняет руководитель центра экосистемной защиты банка Олег Замиралов.

В сети «Вымпелкома» более 50% всех мошеннических атак проводится именно через мессенджеры, чаще всего в Viber и WhatsApp, уточняет замгендиректора «Вымпелкома» Светлана Кирсанова. Она говорит, что переток мошенников в мессенджеры обусловлен борьбой операторов с фродом в сотовой сети.

С ней согласен руководитель управления по противодействию мошенничеству BI.ZONE Алексей Лужнов. Он добавляет: «Через мессенджеры сейчас идет абсолютное большинство мошеннических звонков — до 90%». По данным Т-Банка (бывший Тинькофф-банк), около 30% мошеннического трафика идет через мессенджеры, его доля в общем количестве не изменилась с прошлого года, говорит Олег Замиралов.

Переход мошенников на звонки в мессенджерах произошел к концу 2022 года, он «связан с мерами по блокировке подменных номеров», считает главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. «Переток мошенников в мессенджеры объясняется работой государственной системы "Антифрод", не пропускающей звонки с подменных номеров, а также операторских антифрод-систем»,— согласны в «МегаФоне».

За первое полугодие 2024 года госсистема «Антифрод» предотвратила 335,58 млн вызовов с подменных номеров, а ежемесячно она в среднем выявляет 56 млн таких звонков, говорят в Роскомнадзоре.

В ведомстве говорят, что иностранные мессенджеры не подтверждают информацию о пользователях в базах данных российских операторов, несмотря на то что с 2021 года обязаны делать это по российскому законодательству. В Роскомнадзоре считают, что из-за этого мессенджеры становятся «привлекательным каналом для преступников».

Аналитик профильного Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко считает, что операторские системы по предупреждению мошеннических вызовов в мессенджерах могут помочь борьбе со злоумышленниками, но, тем не менее, их применение будет ограниченным: «Вряд ли все пользователи предоставят доступ операторскому приложению к вызовам через мессенджер». Кроме того, вызов может поступить с аккаунта, привязанного к зарубежному номеру, которого нет в российских базах, говорит эксперт: «Все такие вызовы следовало бы помечать как подозрительные».

Алексей Жабин

Вся лента