Полиция укажет мигрантам на дверь
В Госдуме расширили депортационные полномочия МВД
Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект, наделяющий полицейских полномочиями выдворять из страны иностранцев за ряд правонарушений без решения судов. Среди оснований для этого — административные статьи о перевозке наркотиков, употреблении алкоголя в местах, где оно запрещено, а также о пропаганде педофилии и нетрадиционных отношений. Авторы поправок объясняют идею стремлением к унификации механизмов депортации и выдворения, а также сокращением затрат на доставку нарушителей в суды. Депутат Михаил Матвеев (КПРФ) предложил законодательно обязать иностранцев «избегать бытовых конфликтов», но его поправки были отклонены.
Проект поправок к КоАП РФ в Госдуму в апреле 2024 года внесли шесть депутатов от разных фракций, включая первого зампреда фракции ЕР Дмитрия Вяткина, первого зампреда комитета по делам СНГ Константина Затулина и зампреда комитета по охране здоровья Сергея Леонова (ЛДПР). Сотрудники полиции получают полномочия самостоятельно принимать решения о выдворении иностранцев из РФ за некоторые административные правонарушения. Речь, например, о незаконном обороте, перевозке, потреблении и пропаганде наркотиков (ст. 6.8, 6.16.1, 6.9 и 6.13 КоАП РФ), пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений и педофилии (ст. 6.21 и 6.21 КоАП РФ), миссионерстве с нарушением законодательства о свободе совести и вероисповедания (ч. 5 ст. 5.26 КоАП РФ). В списке также перечислены статьи КоАП об употреблении алкоголя во дворах, подъездах, парках и других общественных местах (ст. 20.20) и нарушении правил поведения на стадионах (ст. 20.25 КоАП РФ). В некоторых случаях, например при пропаганде нетрадиционных отношений, имеется оговорка, что полицейский может применять санкции лишь «при непосредственном обнаружении признаков правонарушений».
Авторы законопроекта объясняют идею стремлением к унификации механизмов депортации и выдворения, а также сокращением «временных и финансовых затрат» на доставку нарушителей в суды.
В пояснительной записке подчеркивается, что в РФ есть «два дублирующих друг друга института удаления» иностранцев из РФ. В первом случае после составления полицейскими административных протоколов на иностранцев выдворение назначает суд, а само наказание исполняют приставы. Во втором случае речь идет о «сходной по категориям лиц» процедуре депортации, которую во внесудебном порядке проводят органы МВД. Депутаты также ссылаются на поручение президента РФ от марта 2020 года о выработке «единого алгоритма действий по организации высылки» иностранцев из РФ.
В первом чтении поправки были приняты в июне 2024 года. Ко второму чтению 23 июля в Госдуме в законопроекте также появилась норма о предельном сроке содержания иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих выдворению из страны, в спецприемниках — 48 часов (куда их помещают по решению глав или заместителей глав ФСБ, МВД и погранслужбы).
При этом одним пакетом с законопроектом в Госдуме рассматривались другие поправки тех же авторов, вносящие изменения к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ряду других.
Эти поправки вводят новый правовой «режим высылки» из страны: иностранца-нарушителя предлагается включить в «реестр контролируемых лиц», существенно ограничив его права. Например, попавшему в такой реестр запрещается регистрировать юрлица и ИП, заключать брак, приобретать и регистрировать имущество, ему отказывается в открытии банковского счета и замене водительских прав. «Предлагаемые ограничения прав и свобод преследуют целью мотивировать иностранных граждан на соблюдение законодательства РФ… и исключить возможность использования ими фиктивных механизмов легализации статуса»,— говорится в пояснительной записке.
Господин Затулин в Госдуме охарактеризовал пакет поправок как «самые серьезные за последнее время» изменения в этой сфере. В числе отклоненных ко второму чтению профильным комитетом предложений было 15 поправок депутата Михаила Матвеева (КПРФ): он предложил, например, законодательно обязать иностранцев «избегать бытовых конфликтов» с гражданами РФ, проявлять уважение к пожилым и детям, а также «отказаться от требований формирования культурной и религиозной инфраструктуры» в местах жительства.
«Мы принимаем решение очень жесткое»,— предупредил во время обсуждения поправок пострадавшего коллеги спикер Госдумы Вячеслав Володин и поинтересовался, почему на трибуне парламента нет представителей МВД, СКР и Генпрокуратуры.
За них пришлось отдуваться полпреду правительства РФ в Госдуме Александру Синенко. Он признал вопросы миграции «весьма чувствительными», упомянул «безобразное количество всевозможных инцидентов» с иностранцами, но заверил, что в отношении нарушителей оперативно возбуждаются уголовные дела. Оба законопроекта были приняты Госдумой 23 июля во втором и третьем чтениях.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант ранее разъяснял, что до сих пор депортацию во внесудебном порядке МВД применяло «в случае отказа лица выехать добровольно при наступлении определенного юридического факта» — например, по окончании законного срока пребывания в стране. При выдворении из РФ за административное правонарушение последнее должно быть доказано, и лишь тогда назначается наказание, одной из форм которого может быть выдворение, пояснял господин Клювгант. Адвокат коллегии «Минушкина и партнеры» Айшат Зангиева указывает, что сейчас дела по административным выдворениям рассматривают райсуды. Юрист ссылалась на статистику судебного департамента при ВС РФ, по которой в 2023 году такой процедуре подверглись 17,9 тыс. иностранцев в судах первой инстанции. Госпожа Зангиева обращает внимание, что при выдворении гражданам запрещают въезд в РФ в течение пяти лет. Юрист опасается, что передача полномочий сотрудникам МВД «может привести к злоупотреблениям», и ссылается на случаи из практики, когда постановления органов МВД по вопросам регулирования миграции отменялись судами РФ.