Telegram нацелился на миллиард

Как популярность мессенджера влияет на его финансовые перспективы

Месячная аудитория Telegram приближается к 1 млрд пользователей. Павел Дуров уверен, что мессенджер перешагнет эту планку до конца года. Основатель платформы оценил аудиторию в 950 млн человек, с марта показатель вырос на 50 млн. Весной Дуров говорил, что компания может провести IPO. По его словам, инвесторы, которые хотели купить мессенджер, оценили актив в $30 млрд.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Как показатели аудитории повлияют на финансовые перспективы компании? На этот вопрос “Ъ FM” ответил партнер юридической фирмы GRM Сергей Новиков: «Рост клиентской базы у любого бизнеса является очень стабильным и позитивным фактором, как для рынка, так и для собственников. Цифра в 1 млрд пользователей достаточно внушительная, темпы потрясающие, но здесь нужно говорить еще и о финансах. Господин Дуров в недавнем интервью заявлял, что совокупная сумма расходов для компании составит порядка $700 млн в год. Это очень большая сумма, особенно учитывая, что структура и объемы доходов до сих пор рынку не представлены. Сейчас долговая нагрузка составляет $2,3 млрд, в следующем году будет край. Надо что-то придумывать с продвижением, с какой-то монетизацией бизнеса.

Конечно же, IPO является идеальным выходом из сложившейся ситуации. Выпуск в свободное обращение 10-15% акций легко покроет все суммы долгов, которые есть на сегодняшний момент, плюс еще обеспечит компанию определенным оборотным капиталом для продолжения деятельности.

Господин Дуров, конечно же, сможет найти инвесторов для поддержания своего бизнеса в замечательном состоянии. Также нужно учитывать и динамику доходной части его бизнеса, естественно, она будет расти. Но постоянно покрывать кассовый разрыв за счет выпуска облигаций либо привлечения частных инвесторов по каким-то закрытым подпискам невозможно. Придется предпринимать некоторые очень кардинальные шаги, как мне представляется. Конечно, открытый рынок — это идеальное решение этого вопроса».

Свою европейскую аудиторию Telegram оценивает в 42 млн пользователей. А к платформам, которые ежемесячно посещает от 45 млн человек, в Евросоюзе предъявляются особые требования. Адвокат, партнер юридической фирмы Digital & Analogue Partners Екатерина Смирнова объяснила, к чему нужно готовиться мессенджеру:

«DSA (закон о цифровых услугах — прим. ред.) — акт, который устанавливает требования ко всем поставщикам цифровых услуг, чья аудитория превышает 45 млн пользователей. Они самые разные — от общих требований по предоставлению отчетности о прозрачности, а это все, что связано с модерацией контента, влиянием на теневое сокрытие контента, учетом фундаментальных прав граждан при предоставлении услуг. То есть когда ты показываешь, как защищаешь интересы демократии, свободы слова, самовыражения. При этом должна быть защита от разжигания ненависти, взаимодействие с национальными органами внутри стран ЕС как раз для обеспечения защиты пользователей. На национальном уровне сейчас принимается очень много законов, в частности, по защите несовершеннолетних от травмирующей информации.

С DMA (закон о цифровых рынках — прим. ред.), конечно, интереснее. В качестве количественных критериев указаны следующие: годовой оборот в EC должен превышать €7,5 млрд либо рыночная капитализация компании должна превышать €75 млрд. И там уже другие показатели по числу пользователей, речь идет о 45 млн активных ежемесячных пользователей плюс 10 тыс. ежегодных бизнес-пользователей в ЕС. Я не думаю, что формально Telegram попадет под действие DMA в ближайшее время, как минимум по количественным критериям».

Telegram входит в пятерку самых популярных мессенджеров в мире. По числу пользователей он уступает китайскому WeChat и двум приложениям компании Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) — Facebook Messenger и WhatsApp. Последний возглавляет рейтинг. Его месячная аудитория оценивается в 2 млрд человек.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Илья Сизов

Вся лента