На Камалу Харрис появился опрос
Вице-президент США стремительно ворвалась в предвыборную кампанию
В американскую предвыборную гонку, похоже, вернулась интрига. Вице-президент США Камала Харрис, которую действующий глава Белого дома Джо Байден назвал своей преемницей в качестве кандидата в президенты, еще не получила официальную номинацию от демократов на выборы 5 ноября, но уже успела сплотить вокруг себя партию и провела первый митинг в новом качестве. Вдохновленные самоустранением господина Байдена однопартийцы принялись выражать поддержку госпоже Харрис, а первые замеры общественного мнения зафиксировали умеренный энтузиазм избирателей по поводу ее кандидатуры.
Камала Харрис, не получившая пока официальный статус кандидата в президенты от Демократической партии, уже стремительно ворвалась в предвыборную гонку. Всего за 24 часа после отказа действующего президента идти на второй срок кампании госпожи Харрис удалось собрать рекордный $81 млн пожертвований, а с середины воскресенья по вечер понедельника эта сумма перевалила за $100 млн. В 2024 году ни экс-президенту Дональду Трампу, ни Джо Байдену такие высоты не покорялись. До этого рекорд принадлежал как раз республиканцу, который получил от доноров более $50 млн после того, как в конце мая нью-йоркский суд признал его виновным в уголовном преступлении.
Ряд высокопоставленных демократов, как сообщали СМИ, выражали опасения, что столь быстрая и мощная поддержка, оказанная Камале Харрис, может создать впечатление «коронации» вице-президента, то есть дефицита ее легитимности. Ведь она не участвовала в партийных праймериз, а значит, формально не получала от избирателей мандат на борьбу за Белый дом. И об этом уже заговорили в стане республиканцев.
Тем не менее сомнения партийных функционеров довольно быстро сошли на нет. Подавляющее большинство демократов в обеих палатах Конгресса, а также все 23 губернатора, избранные от партии, уже успели поддержать Камалу Харрис в качестве замены Джо Байдену.
Кроме того, как показал опрос CBS News, за официальное признание госпожи Харрис кандидатом в президенты выступает 79% демократического электората, тогда как только 21% хотели бы увидеть в этом качестве другого политика.
Наконец, 23 июля Камала Харрис, отправляясь на свой первый в новом статусе предвыборный митинг в колеблющийся штат Висконсин, получила критически важную для нее поддержку от хранивших несколько дней молчание лидера большинства в Сенате Чака Шумера и лидера демократического меньшинства в Палате представителей Хакима Джеффриса. «Демократы идут вперед сильнее и сплоченнее, чем когда-либо прежде»,— заверил господин Шумер, отметив «всплеск энтузиазма в каждом уголке партии» после решения Джо Байдена выйти из гонки.
Первое выступление вице-президента в качестве наиболее вероятного кандидата от демократов в целом было признано успешным. На митинге в Милуоки, где на прошлой неделе состоялся съезд Республиканской партии, Камала Харрис произнесла пламенную речь, противопоставив себя Дональду Трампу, который, по ее мнению, поведет страну в прошлое, тогда как она обещает американцам будущее.
«Хотим ли мы жить в стране свободы, сострадания и верховенства закона или в стране хаоса, страха и ненависти?» — обратилась госпожа Харрис к толпе сторонников, сорвав бурные аплодисменты под выкрики «Камала!».
Позитивному впечатлению от выступления Камалы Харрис способствовал и тот факт, что Джо Байдену в последнее время не особенно удавалось заводить толпу, а потому на фоне своего босса вице-президент выглядела значительно энергичнее и живее.
Так что Чак Шумер, заявляя об охватившем демократов энтузиазме, не выдавал желаемое за действительное. Другое дело, что до сих пор госпожа Харрис не могла похвастаться особой популярностью внутри партии, а потому накатывающаяся волна единения была вызвана скорее именно выходом господина Байдена. После провальных дебатов 27 июня демократы не без оснований опасались, что неудачи президента потянут вниз всю партию, рискуя лишить ее шансов в борьбе не только за Белый дом, но и за Конгресс. Поэтому выход на авансцену даже Камалы Харрис с ее не самой идеальной репутаций стал облегчением для демократов, решивших, видимо, не провоцировать новых расколов, а объединиться вокруг новой кандидатки.
Несмотря на возвращение интриги в гонку, к шансам госпожи Харрис на победу 5 ноября большинство экспертов относятся с осторожностью. Однако, как показывают первые опросы, проведенные после отказа Джо Байдена от борьбы, ее положение небезнадежно.
Так, исследование Ipsos, проведенное по заказу агентства Reuters, показало, что Камала Харрис в очном противостоянии с Дональдом Трампом обходит республиканца, набирая 44% против 42%. До этого Reuters/Ipsos дважды делал замеры поддержки в паре Трамп—Харрис. Опрос, проведенный 1–2 июля, демонстрировал преимущество республиканца в 1%, а уже 15–16 июля между ними было зафиксировано равенство.
Другое дело, что опросы Reuters/Ipsos всегда были чуть более благосклонны к демократическим кандидатам, чем другие социологические исследования.
Так, в июле два подобных опроса один раз зафиксировали преимущество Дональда Трампа над Джо Байденом в 2%, а второй — равенство их шансов на избрание.
Кроме того, опубликованный 23 июля опрос, выявивший лидерство Камалы Харрис, вызывает сомнения в представительности выборки. Дело в том, что из 1018 зарегистрированных избирателей в нее попали целых 426 демократов, лишь 376 республиканцев и 341 независимый избиратель.
При этом, учитывая систему президентских выборов в США, где важна победа в каждом конкретном штате, а не в целом по стране, без свежих региональных исследований — прежде всего из колеблющихся штатов — делать однозначные выводы о потенциале Камалы Харрис в любом случае рано.
Впрочем, есть причины для беспокойства и у Дональда Трампа, для которого на прошлой неделе прозвучал тревожный сигнал. Съезд республиканцев, на котором его официально выдвинули кандидатом в президенты, не принес ему в опросах дополнительных процентов поддержки, хотя обычно такие мероприятия, освещающиеся на всю страну, поднимают рейтинги кандидатов в президенты. Проведенный 22 июля — уже после съезда республиканцев — опрос от NPR/PBS/Marist показал, что Дональд Трамп опережает Камалу Харрис всего на 1% — 46% против 45%.
С другой стороны, госпожа Харрис, как отмечают эксперты, получила дополнительные проценты благодаря внезапно обретенному статусу основного кандидата в президенты от демократов. По мнению социолога штаба Дональда Трампа Тони Фабрицио, в последние дни ее выдвижение широко обсуждалось по всей стране и благодаря «медовому месяцу Харрис» ее рейтинги в опросах в течение какого-то времени могут быть несколько завышенными.