Эмманюэль Макрон попросил не беспокоить
Французский президент призвал политиков отвлечься на Олимпийские игры
Вечером во вторник, 23 июля, Эмманюэль Макрон дал интервью France Televisions и Radio France. Под напором интервьюеров президент Франции признал свое поражение на выборах в Национальную ассамблею, но отказался признать победу своих противников. Он не намерен назначать нового премьер-министра вплоть до окончания Олимпийских игр, и до середины августа Франция рискует жить с правительством «отставников». Рассказывает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.
Трое собеседников разместились в телевизионной студии на крыше здания в Трокадеро — как раз напротив Эйфелевой башни, ставшей экранным фоном для президента, вынужденного отвечать на жесткие вопросы Натали Ланетта и Тома Сотто. Интервьюеры напомнили Эмманюэлю Макрону, что французы не могут ему простить роспуска Национальной ассамблеи и катастрофического результата выборов.
Одни — потому что избранный два года назад во имя борьбы с Марин Ле Пен президент в итоге расстелил красную дорожку в ассамблею для «Национального объединения» (RN). Другие — как раз потому, что президентская коалиция смогла отчасти перевернуть карты и сделать так, что численное превосходство RN в процессе выборов не превратилось в парламентское большинство. Третьи — потому что ради этого президентскому центру пришлось отдать победу ничуть не более симпатичным левакам из «Нового народного фронта» (NFP).
Эмманюэль Макрон признал свою вину в ситуации, когда 11 млн французов проголосовали за партию Марин Ле Пен в первом туре выборов. Он сослался, впрочем, на то, что подъем правых идет по всему миру, Франция не исключение, но поблагодарил соотечественников, которые не позволили националистической партии полностью взять власть в свои руки. Итог для него все равно печален: «президентское большинство проиграло выборы».
Но затем президент еще раз повторил с экрана тезис, который приводит в ярость функционеров левого NFP, уже уставших кричать о своей победе.
«На выборах никто не выиграл»,— сказал господин Макрон.
Он предупредил, что ни один из политических блоков, а тем более NFP, не имея решающего большинства, не может заставить его назначить желаемого выдвиженца на позицию главы правительства. Это прозвучало заодно и отказом, адресованным партиям «Народного фронта», которые после трех недель бесконечных споров и интриг согласились позавчера на единую кандидатуру на пост премьер-министра. Они требуют назначить премьером близкую к социалистам государственную чиновницу Люси Касте.
Президент парировал, что «"Новый народный фронт" не имеет большинства», и привел в пример недавнюю неудачу коммуниста Андре Шассеня — кандидата NFP на выборах главы Национальной ассамблеи. О кандидатуре госпожи Касте он говорить не захотел. «Вопрос не в имени. Вопрос в том, кто сможет мобилизовать большинство, чтобы правительство Франции могло проводить реформы, утвердить бюджет и вести страну вперед».
Эмманюэль Макрон не намерен менять правительство до окончания Олимпийских игр: «Очевидно, что до середины августа мы должны сосредоточиться на Играх, а затем… я буду обязан назначить премьер-министра и поручить ему управление».
Однако сформированное правительство, настаивает президент, должно иметь возможность работать, а не спотыкаться на каждом шагу о барьеры парламентской оппозиции. И вообще он выступает за «олимпийскую паузу» в политической борьбе.
Натали Ланетта и Тома Сотто спросили о том, как президент относится к призывам лишить делегацию Израиля национального флага и права на участие в церемонии, «раз это было сделано в отношении спортсменов России». С такими требованиями выступили крайне левые, в частности депутат от «Непокоренной Франции» Тома Порт.
«Это совершенно разные вещи,— отрезал президент.— Израиль отреагировал на террористическую атаку, хотя и ведет действия в Газе, которые мы осуждаем. Но это не было агрессивной войной».
Эммануэль Макрон также напомнил, что не его правительство, а руководство Международного олимпийского комитета решило, что российские спортсмены смогут участвовать в играх только под нейтральным флагом. «Мы приветствуем израильских спортсменов в нашей стране под их национальными цветами, потому что так решило олимпийское движение, а ответственность Франции состоит в том, чтобы обеспечить их безопасность».
Мало надежд, что его противники последуют приглашению заняться спортом вместо политики. Депутаты «Нового народного фронта» уже заявили, что готовятся внести на рассмотрение ассамблеи закон об отмене пенсионной реформы. Интервьюеры спросили господина Макрона, был ли он готов к тому, что к этому предложению присоединяются и смертельные враги левых — депутаты «Национального объединения», также сделавшего отмену пенсионной реформы частью своей программы. Небывалое дело: объединившись в голосовании, они смогут диктовать президентской коалиции свои законы.
Эмманюэль Макрон признал, что это вполне возможно. Однако он заверил, что не предусматривает «нового роспуска» ассамблеи (на который он получит право через год) и что сам он не собирается уходить в отставку. Раз французы доверили ему второй президентский мандат, он останется на своем посту до 2027 года.