На мобильной связи с городом

Проект

Жители Санкт-Петербурга активно осваивают чат-боты, сервисы и мобильные приложения по предоставлению государственных услуг. На сегодняшний день город дает большое число возможностей, упрощая взаимодействие с различными структурами. По сути, получить услугу можно посредством смартфона, а процедура становится простой, как заказ такси или покупка билетов в театр.

За последние пять лет в Санкт-Петербурге создана разветвленная система цифровых сервисов — от записи в детские сады до контроля за уборкой города, от подачи документов и показаний за потребление ресурсов жилищно-коммунальных услуг до голосования и участия в актуальных социальных проектах.

По итогам 2023 года 85% населения пользуются электронными сервисами для получения госуслуг, приводит статистику администрация региона. Суммарно по всем направлениям еженедельно поступает более 2 млн запросов.

Ранее в обращении к жителям города губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов заявлял, что к концу 2024 года в Петербурге в электронном виде будут оказываться 95% социально значимых государственных и муниципальных услуг. «Каждая четвертая мера социальной поддержки будет предоставляться в беззаявительном порядке»,— сказал господин Беглов на «Радио России Петербург».

На конец 2023 года доля социально значимых услуг, доступных в электронном виде, составляла 53%.

Собственнику в помощь

Одним из активно осваиваемых мобильных приложений является ГИС ЖКХ «Госуслуги.Дом», позволяющее в оперативном режиме решать вопросы в жилищно-коммунальной сфере. Например, можно не только подать показания счетчиков и произвести оплату ЖКУ, но и написать обращение в управляющую компанию, найти контакты аварийно-диспетчерской службы и ресурсоснабжающих организаций.

В приложении есть и возможность проводить общедомовые собрания собственников с онлайн-голосованием по актуальным вопросам. Для жителей подобная форма стала востребованной. Подтверждением является тот факт, что Санкт-Петербург стал лидером в проведении собраний в электронном виде в рамках федерального проекта «День собственника», охватившего 75 регионов. С марта по июнь 2024 года жители региона провели 3,2 тыс. собраний онлайн.

Но, безусловно, самым популярным разделом в приложении является оплата. Посредством «одного окна» собственник может оплатить счета разных поставщиков, посмотреть квитанцию и увидеть подробную расшифровку предоставленных услуг. Кроме того, есть возможность оплатить счет частично, введя нужное значение вручную.

Грамотно запарковаться

Регулярно автомобилисты пользуются мобильным приложением «Парковки Санкт-Петербурга», учитывая, что за последний два год зона платных парковок значительно расширилась. В приложении можно оплатить место, получить сведения об абонементе и льготах, штрафах за нарушение правил пользования платной парковкой.

Те, кто пользуется общественным транспортом, могут отслеживать приезд нужного автобуса, троллейбуса или трамвая в режиме онлайн. Кроме того, существует личный кабинет пассажира общественного транспорта. Он позволяет производить отложенное пополнение единого электронного билета «Подорожник» и отслеживать свою историю поездок.

Рецепты и справки онлайн

Цифровые технологии значительно упрощают процедуру получения медицинских услуг. По звонку можно быстро вызвать врача, и в этом помогает голосовой помощник «Виктория» из службы «122». Она оформляет и передает в учреждение здравоохранения заявку. За 2023 год данный ассистент обработал более 7 млн обращений, что в два раза больше, чем за предшествующий год, подчеркнули в комитете по информатизации и связи.

Записаться на прием к специалисту можно посредством личного кабинета на портале «Мое здоровье». Там же доступны электронные медицинские документы, справки и результаты анализов. Все это исключает необходимость идти в регистратуру или звонить в поликлинику.

При этом медицинские организации моментально обмениваются данными. Они подключены к государственной информационной системе, что дает возможность взаимодействию не только между собой, но и с учреждениями медико-социальной экспертизы и фондом социального страхования. Все направления на медико-социальную экспертизу, листки нетрудоспособности, медицинское заключение на оформление допуска на право ношения оружия оформляются в электронном виде.

Получить консультацию врача стало возможным по телефону. В период пандемии получили активное развитие телемедицинские технологии. По последним данным, было проведено более 8,4 тыс. дистанционных консультаций для пациентов, находящихся на домашнем лечении с диагнозами COVID-19, грипп и ОРВИ.

За рецептом тоже не нужно ходить. Теперь врач может выписать электронный документ на льготный лекарственный препарат, по которому пациент может получить это лекарство в аптеках. Рецепт отображается в личном кабинете на портале «Здоровье петербуржца».

Внедрение новых цифровых технологий будет продолжаться, подчеркивают в комитете, в том числе и на базе искусственного интеллекта.

Образование

В сфере образования незаменимым становится мобильное приложение «Петербургское образование», в котором родитель не только видит отметки в электронном дневнике, но и может проследить посещаемость ребенка, а также оп латить обеды. Дополнительно здесь можно отслеживать, сколько средств тратит ребенок на питание и что покупает в буфете, устанавливать ограничение на сумму, которую можно потратить в день, или запрет на блюда с аллергенами или те, которые просто нежелательно употреблять.

«Петербургскую систему практически всех ступеней образования уже невозможно представить без цифровых сервисов. Начиная с подачи документов в первый класс и заканчивая школьными лабораториями и кванториумами, где дается дополнительное, в том числе профессионально-ориентированное образование,— везде присутствуют цифровые продукты»,— ранее отмечал губернатор Санкт-Петербурга.

По всем вопросам в Telegram

Получить полезные инструкции по услугам, контакты нужных ведомств и организаций, ссылки на формы обратной связи и не только можно благодаря чат-ботам на платформе Telegram. Они помогают решить социальные вопросы: «Навигатор социальных услуг Санкт?Петербурга», «Рождение ребенка», «Многодетные семьи», «Ребенок в детском саду и школе», «Подросткам о госуслугах» и т. д.

Получить информацию и записаться в медучреждения: «Забота о здоровье», «Чат-бот службы 122». Найти активности: «Лыжные трассы и катки», «Спорт во дворе», «События Санкт-Петербурга».

Часть посвящена ЖКХ и деятельности ресурсоснабжающих организаций: «Тариф-эксперт» с информацией по действующим тарифам, «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», «Пункты сортировки отходов», «Сфера жилья доступным языком».

Есть возможности «Диалога с властью». Также много ботов по трудоустройству: «Трудовые отношения», «Кадровый портал администрации Санкт-Петербурга».

С июня в связи с действием курортного сбора на территории региона был запущен чат-бот, посвященный и данной тематике. Там можно задать вопрос не только о нововведении, но и в целом о городских событиях и экскурсионных маршрутах, режиме работы учреждений города на русском или английском языках.

По итогам 2024 года число чат-ботов увеличится, сообщают в администрации региона. В разработке у команды «Цифрового Петербурга» находится от двух до четырех ботов в месяц. Согласно статистике аппарата вице-губернатора Станислава Казарина, с момента старта проекта (с 2021 года) чат-боты ответили на запросы свыше 300 тыс. человек.

Городские чат-боты также доступны на отдельных виджетах и в социальной сети «ВКонтакте». В целом число сообщений, отправленных ботами в ответ на запросы горожан, увеличилось за прошлый год более чем вдвое, составив 7,6 млн. За все время в экосистеме «Цифровой Петербург» сгенерировано и отправлено более 12 млн сообщений. В число самых популярных ботов по итогам 2023 года вошли «МФЦ» и «Служба 122».

По дороге в МФЦ

Развитие цифровых сервисов происходит также в коллаборации с крупными IT-компаниями. Так, в картографических сервисах «Яндекса» («Яндекс Карты» и «Яндекс Навигатор») появилась возможность записаться на визит в МФЦ. Доступна запись почти в 70 отделений. Пользователь может зайти с мобильного устройства на «Яндекс.Карты», и при нажатии кнопки «записаться онлайн» будет осуществлен переход на отдельную страницу. Там появится диалоговое окно с чат-ботом, который попросит авторизацию на ЕСИА. После будет предложено выбрать центр, услугу, удобную дату и время.

С прошлого года технологии искусственного интеллекта активно внедряются в работу МФЦ. Применение цифровых решений помогает автоматизировать рутинные процессы, упрощает возможность получения информации, а также сокращает время ожиданий в очереди и обслуживания.

Примером может случить голосовой помощник «Аврора». Он внедрен в систему Центра телефонного обслуживания МФЦ и консультирует по популярным вопросам в круглосуточном режиме, в том числе и по статусу заявления. Как уточнили в аппарате вице-губернатора Станислава Казарина, «Аврора» обрабатывает 78 услуг и сервисов. В 2023 году голосовым помощником обслужено около 406 тыс. звонков.

Робот «Аврора» внедрен в информационный стенд во флагманском МФЦ на Васильевском острове. С помощью него можно также уточнить информацию по необходимым для определенного вида услуг документов и реквизиты госпошлины. Для выбора пользовательского сценария и поиска нужного объекта по «дереву решений» используется нейросеть, позволяющая находить релевантные решения по услугам или сценариям в соответствии с запросом.

Еще один голосовой помощник «Ева» в МФЦ Выборгского района помогает в принятии решений по учетно-регистрационным действиям. По сути, сервис помогает в регистрации прав собственности на квартиры. «Ева» проводит предварительную проверку пакета документов за 15 секунд, предзаполняет электронные формы заявлений, дает моментальную обратную связь и позволяет предотвратить ошибки, обусловленные человеческим фактором.

Росреестр запустил пилотный проект по внедрению данного цифрового помощника в 2023 году, а Санкт-Петербург вошел в число пилотных регионов. Сервис стал пользоваться популярностью: с июля по ноябрь 2023 года было оформлено 309 таких обращений.

И предпринимателю пригодится

Два года назад было запущено мини-приложение в соцсети «ВКонтакте» — «Я здесь живу», а сегодня у него более 280 тыс. пользователей. Оно включает в себя ряд городских сервисов, а согласно концепции, все они привязаны к адресу пользователя. С помощью приложения можно быть в курсе актуальных новостей города или района, просмотреть афишу событий, получить информацию о работе городских служб и многое другое.

На данный момент реализовано 15 сервисов, но они постоянно «обрастают» новым функционалом и возможностями. Например, в начале года был запущен ресурс «Активное долголетие», который помогает людям предпенсионного и пенсионного возраста найти варианты для досуга и предоставляет информацию о льготах и выплатах.

В будущем расширится функционал сервиса «Раздельный сбор», где можно будет оценить свой вклад в экологию посредством ведения дневника. Также создатели пространства рассматривают варианты сотрудничества с музеями, библиотеками и обсуждают перспективы взаимодействия с арт-пространствами города.

В июле 2024 был расширен функционал сервиса «Торговля и услуги». Теперь в приложении есть возможность проверить легальность размещения объектов: там отображаются данные о местах, где находятся нестационарные торговые объекты.

Однако ресурс может быть полезен и предпринимателям. Например, там есть справка о свободных объектах для аренды бизнесом, а во вкладке «Разместить НТО» предприниматели могут подробнее ознакомиться с тем, как легально разместить нестационарный торговый объект и подать заявку на проведение аукциона на право заключения договора на размещение объекта.

Разработана функция обратной связи: в приложении появилась возможность перехода на электронные государственные ресурсы для направления обращений через Портал обратной связи («Госуслуги»), портал «Наш Санкт-Петербург», Электронную приемную исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Облегчая жизнь бизнесу

В конце 2023 года был закончен редизайн портала «Госуслуг» Санкт-Петербурга, при котором особое внимание было уделено удобству мобильной верстки. Значимым блоком портала является предоставление госуслуг предпринимателям и организациям города — в регионе в 2023 году было зарегистрировано 182,5 тыс. индивидуальных предпринимателей и 164,5 тыс. юридических лиц.

На сегодняшний день на портале доступно более 330 различных электронных услуг и сервисов, около сотни из которых доступно юридическим лицам. В комитете по информатизации и связи выделили для примера популярную среди предпринимателей услугу по выдаче разрешения на размещение рекламных или информационных вывесок на фасадах зданий. Раньше необходимо было подавать заявление и документы в бумажном виде в МФЦ и ждать ответа около двух месяцев. Сейчас все можно сделать через портал «Госуслуг», а срок рассмотрения сокращен до 10 дней.

В результате предприниматель получает документ с QR-кодом, с помощью которого можно скачать разрешение. Этот же QR-код можно напечатать на рекламной вывеске, и это будет дополнительным подспорьем для контролирующих органов. Они могут проверить законность с помощью смартфона.

На портале приобретает популярность еще одна довольно новая услуга — согласование уличных выступлений в городе. Она особенно важна для малого бизнеса, ведь с 2023 года всем желающим провести уличное выступление в Санкт-Петербурге нужно обязательно согласовать его с администрацией района проведения. Исключение — мероприятия на Дворцовой площади, такие заявки рассматривает комитет по культуре Санкт-Петербурга. Сейчас выбрать площадку и направить заявление можно онлайн.

Алиса Мальцева

Вся лента