Евросоюз выбирает режим заморозки

Изменит ли ЕС санкционную политику в отношении российских активов

Евросоюз подготовил два сценария заморозки российских активов, теперь на более длительный срок. ЕС вынес на рассмотрение два варианта контроля над активами российского Центробанка, сообщает Bloomberg. Ожидается, что участники альянса примут решение в ближайшие месяцы. Первый сценарий санкционной политики — это бессрочные ограничения с возможностью периодических обновлений. Второй путь — продление антироссийских мер каждые 18, 24 или 36 месяцев. После 2022 года западные страны заморозили российские активы в виде наличных и ценных бумаг на сумму порядка $280 млрд, большая часть из них находится в Европе.

Евросоюз рассматривает два сценария заморозки российских активов

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Обновление санкционных механизмов напрямую зависит от давления США на Евросоюз, полагает партнер адвокатского бюро NSP Александр Некторов: «Сейчас санкции ЕС против России заново принимаются каждые шесть месяцев, и в этом проблема для тех, кто рассчитывает на их долгосрочное применение.

Требуется единогласие всех членов, чтобы эти ограничения были приняты. И существует риск, что в какой-то момент один из членов Евросоюза может не отдать свой голос, и тогда санкции не будут продлены.

США просят обеспечить стабильность действия санкционного режима, допустим, установить его бессрочно до момента отмены или на более длительный срок. И в данном случае будет огромное давление со стороны Америки. Естественно, она заинтересована в бессрочной заморозке российских активов. Но санкционный режим ЕС исторически работает периодами. На мой взгляд, все-таки санкции будут вводить на определенный период, но он будет значительно более длительным, чем сейчас».

На июньском саммите страны G7 приняли решение до конца года предоставить Украине помощь в размере $50 млрд за счет выручки от замороженных российских активов. По данным Bloomberg, США опасаются, что некоторые из 27 стран альянса в какой-то момент откажутся продлевать ограничения в отношении Центробанка. Если такое произойдет, каждое государство «семерки» профинансирует свою часть материальной помощи Украине в рамках принятого соглашения. Антироссийские санкции негативно сказываются на экономике Европы, и члены Евросоюза начали это замечать, отмечает партнер Nordic Star Артем Жаворонков:

«Если следовать здравому смыслу, а не политической конъюнктуре, самая главная держава, которая должна вообще-то отказаться от санкций, — это Германия. Они больше всех страдают от санкций Европейского союза. Германия — это промышленная держава, самая крупная экономика ЕС. У них было очень большое конкурентное преимущество — дешевая энергия из России. И сейчас они его потеряли из-за ограничений, введенных против РФ. Поэтому именно Германия должна стать главным противником продления санкций. К большому сожалению, они никогда не пойдут на это, потому что боятся потерять лицо с политической точки зрения. Из нейтральных стран, которые не особо сильно поддерживают санкции, можно упомянуть Австрию, с большой натяжкой некоторые страны Восточной Европы, Венгрию и Словакию, они уже заявляют об этом. Есть другой "клуб", "друзей России" — это Польша и страны Балтии. Они сделают все возможное для того, чтобы навредить России».

Как заявили в российском МИД, в ответ на санкционные сценарии обсуждаются зеркальные меры, экономические и политические. Однако, как считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Сазонов и партнеры» Всеволод Сазонов, у России нет инструментов для симметричного шага: «Чтобы говорить о возможности введения контрмер, нужно понимать, есть ли у нас в распоряжении активы, принадлежащие иностранным государствам. Как мы знаем, на протяжении последних лет мы целенаправленно размещали активы Центробанка за пределами Российской Федерации. Было ли это сделано с умыслом либо исходя из экономических соображений, сложно сказать. Однако подобная ситуация произошла только из-за того, что мы наши деньги хранили за границей. Реальных адекватных мер мы принять не можем, говорить о наложении ареста на имущество дипломатических представительств не приходится, у них иммунитет. Что касается ареста остального имущества, очень часто оно будет касаться только конкретных юридических и физических лиц, но никак не государств.

Сейчас мы слышим декларативные заявления, потому что реальных финансовых рычагов, которые мы можем использовать, к большому сожалению, у нас нет».

По данным Bloomberg, доходы от замороженных российских активов исчисляются суммой от €3 млрд до €5 млрд в год. Речь идет о тех отчислениях, которые будут формироваться после 15 февраля. Прибыль, вырученную до этого периода, Euroclear рассчитывает оставить у себя для покрытия неожиданных рисков, например, участия в судебных делах на территории России.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анна Кулецкая

Вся лента