Обновлено 21:36

Туризм позвал в дорогу

Президент РФ поручил ускорить ремонт и расширение трасс в интересах автотуристов

Одним из приоритетов в развитии внутреннего автомобильного туризма в ближайшие годы станет реконструкция федеральной трассы М-8 «Холмогоры». Это следует из опубликованного профильного поручения президента РФ Владимира Путина. Правительство также должно определить список региональных дорог, входящих в состав туристических маршрутов, чтобы включить их в опорную сеть автодорог. Это значит, что их также отремонтируют быстрее.

Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ

Владимир Путин подписал ряд поручений по итогам прошедшего в начале июня совещания с правительством, где речь шла о мерах по развитию автотуризма. В 2023 году, по данным Минэкономики, россияне совершили 26 млн туристических автомобильных поездок, к 2030 году этот показатель планируется удвоить. В мае кабмин утвердил концепцию развития автотуризма (“Ъ” рассказывал о проекте документа), которая предполагает в том числе различные мероприятия по развитию дорожного сервиса, сети АЗС, мотелей, придорожных станций техобслуживания, системы навигации и т. д. Поручение главы государства указывает источники их финансирования и дает официальный старт кампании.

«Поручения определили ключевые направления и задачи на ближайшую перспективу, дополнив конкретными решениями ранее утвержденную концепцию,— пояснил «Ъ» замглавы Минэкономики Дмитрий Вахруков.— Поддержка президента даст дополнительный импульс для концентрации усилий федерального правительства и региональных команд на развитии автотуризма».

Правительству, в частности, дано задание сформировать маршруты для автотуристов, определив в качестве приоритетных те, в состав которых входят федеральные трассы М-4, М-8, М-11, М-12. Региональные и межмуниципальные дороги, связывающие «федералки» с туристическими объектами, должны быть при этом отремонтированы. Такая работа, заметим, проводится уже сегодня в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги»: до конца года будет отремонтировано 330 участков таких дорог. Часть региональных магистралей, входящих в состав туристических маршрутов, президент предложил включить в состав так называемой опорной сети дорог. В нее, напомним, сегодня входит 9% всех автотрасс России (около 140 тыс. км), работы на которых финансируются в приоритетном порядке.

Входящие в турмаршруты дороги должны быть оборудованы площадками для отдыха с туалетами, а также местами для размещения автодомов, сказано в поручении главы государства.

До 1 сентября правительство должно представить предложения по «стимулированию» роста многофункциональных зон (МФЗ) на дорогах М-4, М-8, М-11 и М-12. МФЗ, напомним, может включать в себя заправку, зону отдыха, кафе, туалет, отель, мойку, молельную комнату и другие объекты. По данным Минэкономики, в России насчитывается 440 МФЗ, к 2030 году их число также планируется увеличить вдвое. Глава Минфина Антон Силуанов в ходе июньского совещания отмечал, что придорожная инфраструктура и дорожные сервисы должны развиваться за счет частных инвестиций, а не за госсчет. «Автодор» планирует инвестировать в свои объекты около 15 млрд руб.

Отдельного пункта поручения удостоилась трасса М-8 «Холмогоры». До 1 декабря 2024 года правительство должно «принять меры», направленные на повышение ее пропускной способности. Особое внимание Владимир Путин попросил уделить участку со 115-го по 202-й км (от пересечения с Ярославским шоссе до Ростова). На подмосковном участке — до Переславля-Залесского — глава государства просит расширить дорогу с двух до четырех полос, далее просто отремонтировать. М-8, напомним, уже пережила реконструкцию на участке МКАД—Пушкино, в этом году Росавтодор начал расширять участок Пушкино—ЦКАД (работы закончат в 2028 году). После пересечения границы с Ярославской областью дорога становится преимущественно двухполосной. Вице-премьер Марат Хуснуллин на июньском совещании сказал Владимиру Путину, что М-8 «обеспечена неполным рублем» и требует дополнительного финансирования, после чего пункт о дороге включили в поручение.

Текущее состояние М-8 является препятствием для развития внутреннего туризма, подтвердили “Ъ” в Росавтодоре.

Для участка от границы Ярославской области до Переславля-Залесского уже разработана проектная документация, рассказали в агентстве, здесь четырехполосная трасса пойдет по новому направлению в обход населенных пунктов. На строительство требуется 25,5 млрд руб. По второму участку (до Ростова) проект капремонта завершат до конца 2025 года. Здесь также планируется четырехполосное движение. Сметы до утверждения проекта нет, говорят в Росавтодоре.

«Значимость трассы М-8 растет, так как растет внутренний туризм, в том числе на север — в сторону Ярославля, Костромы, Вологды, Архангельска,— пояснил “Ъ” член общественного совета при областном минтрансе Андрей Мухортиков.— При этом от МКАД до 115-го км М-8 уже имеет не менее четырех полос с разделительным ограждением, а вот дальше, перед обходом Переславля-Залесского, сейчас 20 км старой небезопасной и загруженной трассы. Что касается участков от Переславля-Залесского до Ростова, этот участок в основном узкий, двухполосный и опасный, поэтому его логично привести в порядок в первую очередь, расширив до четырех полос и установив ограждение».

В 2022 году, напомним, правительство приняло пятилетний план дорожной деятельности, куда включены самые важные и крупные объекты по строительству, реконструкции и ремонту федерального и регионального уровня (входящие в опорную сеть). Документ ежегодно актуализируется, в последней его редакции выделяемое на дороги финансирование превышает 14 трлн руб.

Иван Буранов

Вся лента