МКС снабдит суда мини-заводами

Петербургский производитель поставит оборудование для переработки рыбы

ООО «Морские комплексные системы» (МКС) до конца года планирует начать выпуск в Ленинградской области основных элементов малых и средних судовых рыбоперерабатывающих фабрик. Производственная мощность новой площадки составит около десяти единиц в год. Также в рамках развития направления МКС строит завод в ОЭЗ «Новоорловская» и испытательный центр в Рощино. Инвестиции в запуск новой площадки в компании предпочли не раскрывать. Эксперты полагают, что сумма вложений составит более 900 млн рублей, часть из которых покроет госсубсидия.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

ООО «Морские комплексные системы» планирует до конца 2024 года запустить в городском поселении Рощино в Ленобласти цех по производству основных элементов малых и средних судовых фабрик. Такие мини-заводы полного цикла устанавливаются на траулерах, ярусоловах, сейнерах и краболовных судах, но оборудование также может использоваться на береговых рыбоперерабатывающих производствах.

Новый цех площадью около 7,5 тыс. кв. м компания приобрела в собственность июне этого года. Он расположен на одной территории с действующей производственной площадкой МКС — заводом «Стронгбокс», выпускающим судовую мебель и интерьеры, рассказал «Ъ-СПб» первый заместитель генерального директора компании Лев Засыпко.

Предполагаемая производственная мощность предприятия — десять комплектов в год, но количество выпускаемой продукции во многом будет зависеть от конфигурации заказа.

Инвестиции в проект не раскрываются, но, по мнению гендиректора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, сумма может превышать 900 млн рублей.

Среди основных заказчиков в МКС назвали Русскую рыбопромышленную компанию (РРПК), ГК «Антей» и другие крупные рыболовные компании, отметив, что также ведут переговоры с холдингом «Норебо». В планах — расширить поставку продукции на наземные рыбоперерабатывающие производства.

Полномочный представитель директора ГК «Норебо» Владимир Григорьев сказал «Ъ-СПб», что на первую партию достраиваемых судов (десять траулеров-процессоров проекта 170701 строит Северная верфь.— «Ъ-СПб») оборудование уже закуплено и доставлено, но холдинг смотрит «на перспективу» и с интересом следит за развитием МКС.

Сейчас на новой площадке в Рощино проводят монтаж станков и пусконаладочные работы. Господин Засыпко уточнил, что часть оборудования компания приобрела за средства субсидий от Минпромторга, часть за собственные средства. Некоторые станки по причине отсутствия их производства в РФ или дороговизне покупались за рубежом и ввозились по параллельному импорту.

В 2022 году в рамках госпрограммы по импортозамещению судового комплектующего оборудования в МКС получили от Минпромторга крупную субсидию — 1,93 млрд рублей. На эти средства компания намерена реализовать шесть проектов по запуску серийного выпуска комплектующего оборудования для рыбопромысловых судов, один из которых — производство рыбоперерабатывающих фабрик в ОЭЗ «Новоорловская», где МКС арендует около 1 га с последующим выкупом.

Планировалось, что комплекс стоимостью 1 млрд рублей (770 млн рублей — субсидии и около 300 млн — собственные средства) будет построен в конце 2024 года, но срок ввода сдвинули на 2025 год. В МКС пояснили, что причиной стало внесение изменений в бизнес-план для входа в ОЭЗ, в который добавили дополнительные виды деятельности.

«Сейчас мы заканчиваем проектно-изыскательные работы в ОЭЗ. В 2025 году планируем ввести комплекс в эксплуатацию, после чего перенесем туда производство с арендных площадок (компания арендует около 10 тыс. кв. м на Кировском заводе.— «Ъ-СПб»)»,— отметил заместитель гендиректора компании.

Также ранее в компании сообщали о планах открытия в декабре 2023 года в Мурманске испытательного центра для тестирования судового оборудования. Проект, по словам господина Засыпко, приостановили, так как начали строить аналогичный центр в Рощино. Сейчас в компании взвешивают целесообразность продолжения его реализации.

До введения санкций основными поставщиками судовых рыбоперерабатывающих фабрик на российские рыболовецкие суда были компании Optimar, Bjordal (Норвегия) и Carsoe (Дания). По мнению господина Бурмистрова, уровень востребованности такой продукции на российском рынке остается достаточно высоким, но МКС необходимо адаптировать фабрики под потребности крупных ключевых клиентов.

Крупнейшими заказчиками рыболовецких судов у петербургских верфей сейчас являются ГК «Норебо» и Русская рыбопромышленная компания. У обеих компаний законтрактовано по десять траулеров-процессоров.

В марте этого года Северная верфь спустила траулер-процессор «Капитан Абакумов» — шестое судно проекта 170701, которые предприятие строит для «Норебо». Общий объем инвестиций в строительство десяти траулеров на Северной верфи в 2019 году оценивался в 38,4 млрд рублей.

Для РРПК серию из десяти траулеров-процессоров строят Адмиралтейские верфи. Четвертое судно проекта CT-192 для компании было также спущено на воду в марте этого года. В 2017 году строительство серии оценивалось в €600 млн.

Все суда строятся в рамках федеральной программы «Квоты под киль», по которой компании инвестируют в строительства нового флота, за что получают квоты на вылов биоресурсов.

Всего в рамках первого этапа программы было отобрано 105 инвестпроектов по строительству судов общей стоимостью около 270 млрд рублей, в том числе 64 рыболовных судна. В рамках второго этапа программы ожидается строительство 25–30 рыбопромысловых судов. Также в дополнение к уже существующим 25 рыбоперерабатывающим заводам планируется строительство еще 12 фабрик.

Владимир Колодчук

Вся лента