У «Автодора» проблемы из-за зайцев и лосей
Прокуратура вынесла представление госкомпании за отсутствие знаков и ограждений
Прокуратура Татарстана потребовала от госкомпании «Автодор» установить на платной трассе М-12 дорожные знаки и ограждения, исключающие выход на дорогу диких животных. Надзорное ведомство провело проверку после ряда ДТП, в ходе которой выяснилось, что некоторые участки магистрали не соответствуют ГОСТу. Ранее надзорное ведомство уже высказывало претензии к инфраструктуре платных дорог в разных регионах.
Поводом для прокурорской проверки стали ДТП с участием диких животных, происшедшие в мае. Аварии, сообщили «Ъ» в надзорном ведомстве, произошли на территории Кайбицкого района Татарстана. В одном случае на трассу выбежал заяц, в другом — лось. Водители и пассажиры не пострадали.
В ходе проверки выяснилось, что на участке трассы не хватает ограждений и дорожного знака 1.27, предупреждающего о выходе на дорогу животных. Ограждения и знаки предусмотрены обязательным ГОСТом 52289. В документе сказано, что знак вместе с табличкой «Зона действия» ставится перед участками дорог, проходящими по территории заповедников, охотхозяйств, лесных массивов, откуда на проезжую часть может выйти зверь.
Представление прокуратура вынесла в адрес председателя правления «Автодора» Вячеслава Петушенко. Дорожные знаки (десять штук) уже установлены, сообщили в госкомпании. Также на табло над проезжей частью теперь отображаются предупреждения о возможном выходе животных на дорогу.
Относительно ограждений в «Автодоре» пояснений не дали: неизвестно, когда они появятся и почему их не было на момент открытия трассы.
Ограждения есть на других участках трассы, но они не всегда работают. Так, в январе 2024 года на участке 149–153 км трассы М-12 во Владимирской области лоси пробили сетки в заборе и вышли на проезжую часть. Об инциденте сообщали в региональной Госохотинспекции. В сети также есть видео, на котором видно, как лось без труда прыгает и сминает сетку забора. Отметим, действующий ГОСТ 59401 регламентирует требования к ограждениям, препятствующим выходу животных на дорогу, в том числе высоту и удерживающую способность сетки (в зависимости от типа и массы зверя), противоподкопные элементы (при миграциях барсуков, кабанов), обязательный загиб сетки сверху (создает препятствия для норок и куницы) и так далее.
Начальник управления охраны животного и растительного мира Госкомитета Татарстана по биоресурсам Ринат Чиспияков в беседе с «Ъ» рассказал, что ведомство ранее давало рекомендации «Автодору» по строительству переходов (экодуков) для животных. Но в Татарстане не существует ярко выраженных путей миграции и сезонных перемещений животных. Обычно животные выходят на дорогу, чтобы перейти из одного лесного массива в другой. В «Автодоре» рассказали, что на участке 601–836 км трассы М-12 (Чувашия и Татарстан) построено 17 биопереходов.
Случаи выхода животных к автомобильным дорогам нередки. 28 февраля в сообществе «ЧП / ДТП Казань» появилась видеозапись с оленем у съезда на трассу в Верхнеуслонском районе республики, а 28 декабря 2023 года — с целым семейством лосей. Также очевидцы в социальных сетях сообщают о появлении на М-12 зайцев, лис и других животных. 10 июля пресс-служба Госкомитета Татарстана по биологическим ресурсам сообщила, что только за прошедшие сутки в Татарстане зарегистрировали три ДТП со сбитыми животными. Один из водителей столкнулся с косулей, два других — с лосями. Пострадало пять человек.
Напомним, что санкции за сбитых животных прописаны в приказе Минприроды №948. За сбитого лося нужно заплатить 80 тыс. руб., медведя — 60 тыс. руб., зайца — 1 тыс. руб., лису или волка — 200 руб.
«Водитель сможет обратиться к "Автодору" по поводу возмещения убытков, если компания не обеспечила безопасность дорожных условий»,— говорит руководитель казанского филиала юридической компании «Ярдрей» Иван Сосин. «Если водитель, проезжая по трассе, сбил животное, он должен остановиться, обеспечив безопасность маневра, прижавшись как можно ближе к правой части дороги, выставить знак аварийной остановки, сообщить о происшествии в ГАИ и получить дальнейшие инструкции»,— отметил эксперт.
Надзорное ведомство не первый раз предъявляет претензии к инфраструктуре платных дорог «Автодора». В феврале 2024 года прокуратура Ростовской области обратилась с иском в суд к «Автодору» из-за выбоин и ям на трассе М-4 «Дон», а перед этим состояние проезжей части критиковал губернатор региона Василий Голубев. Ремонт впоследствии был произведен.