Джо Байден объяснился демократией
Президент США постарался, но не смог воодушевить нацию своим обращением
Президент США Джо Байден поздним вечером 24 июля попытался объяснить нации, почему он уступил давлению однопартийцев и вышел из избирательной гонки. Его краткое обращение было наполнено общими фразами, перечислением заслуг и призывами голосовать за вице-президента Камалу Харрис. При этом выступление господина Байдена больше походило на предвыборный митинг, чем на политическую исповедь. Оппоненты демократа выразили разочарование его речью, а союзники призвали с уважением отнестись к ветерану, уходящему на пенсию. С подробностями — корреспондент «Ъ» в Вашингтоне Екатерина Мур.
В среду вечером американцы предвкушали, что на их глазах вот-вот будет вершиться история, ведь к ним с речью должен был обратиться президент, которому они чуть менее четырех лет назад оказали большое доверие и который несколько дней назад отказался от борьбы за переизбрание. При этом к 24 июля действующий глава Белого дома подошел совсем не в статусе всенародного любимца, а одним из самых непопулярных американских лидеров. Так, рейтинги лишь двух президентов США за аналогичный период времени были ниже, чему Джо Байдена (у Джорджа Буша-старшего и у Джимми Картера).
Некоторые эксперты ждали, что президент выступит с подобием политической исповеди по примеру своего предшественника демократа Линдона Джонсона, который в 1968 году произнес 40-минутную речь, объясняя решение не баллотироваться на второй срок из-за разобщившей страну вьетнамской войны.
Но ожидания не оправдались. Вместо этого у Джо Байдена получилась 11-минутная агитационная речь в поддержку Демократической партии и вице-президента Камалы Харрис как кандидата в президенты США, приправленная перечислением заслуг их общей администрации.
Когда за четыре минуты до выступления ограниченный круг журналистов впустили в Овальный кабинет, там уже все было готово к исторической, как ожидалось, речи: президент сидел за столом в окружении самых близких людей.
Вдоль овальной стены слева направо сидели члены его семьи: сын Хантер, дочь Эшли вместе с мужем, внучка Финнеган и также супруга Джилл в ярком сине-фиолетовом костюме, символизирующем цвет демократической партии и тяготеющих к ней независимых избирателей. Присутствовали в комнате и другие члены семьи главы Белого дома, а также ближайший и давний советник Майк Донилон. Именно эти люди, считают большинство политологов, сыграли решающую роль в том, что Джо Байден в итоге решил не избираться на второй срок. Впрочем, этим предположениям, видимо, было суждено остаться догадками, поскольку американский лидер в обращении к нации так и не пояснил, как пришел к решению отказаться от борьбы.
«Мои дорогие американцы, я обращаюсь к вам сегодня вечером из-за стола в Овальном кабинете. В этом священном месте я окружен портретами выдающихся американских президентов. Томас Джефферсон написал бессмертные слова, которым следует наша нация. Джордж Вашингтон показал, что президенты США — не короли. Авраам Линкольн призывал нас отказаться от злобы. Франклин Рузвельт вдохновил нас отказаться от страха. Я уважаю эту должность, но еще больше я люблю свою страну. Для меня было честью моей жизни быть вашим президентом, но защита демократии, поставленная на карту, полагаю, важнее любого титула»,— заявил в начале обращения Джо Байден.
Он продолжил: «Америка находится в переломном моменте, одном из тех редких моментов в истории, когда решения, которые мы принимаем сейчас, определяют судьбу нашей нации и мира на десятилетия».
По словам господина Байдена, возникла необходимость «объединить партию в этом важнейшем начинании», поэтому «никто и ничто не должно помешать спасти демократию, включая личные амбиции».
Именно поэтому, пояснил президент США, он и решил «передать эстафету новому поколению».
Подчеркнув, что Америкой управляют не «короли и диктаторы», а свое будущее определяет народ, Джо Байден заявил: «Я свой выбор сделал». Тут могло показаться, что господин Байден решил вернуться к решению отказаться от борьбы, но речь шла уже не о нем, а о вице-президенте Камале Харрис, которую он назначил себе в преемницы и назвал «чуткой, решительной и способной».
В целом в этот вечер Джо Байден говорил уверенно — не под стать провальному выступлению на дебатах с Дональдом Трампом, хотя порой столь тихо, что, по признанию присутствовавших в комнате представителей СМИ, им было крайне сложно разобрать некоторые слова. Речь была монотонной, а президент старательно вглядывался в телесуфлер.
Скрыть то, что Джо Байден много репетировал, было практически невозможно. И, вероятно, поэтому некоторым могло показаться, что звучал он не вполне искренно, хотя речь шла о болезненном шаге на пике его подходящей к концу полувековой политической карьеры, за время которой он успел 36 лет отработать сенатором, 8 — вице-президентом и почти 4 года — президентом.
Наверняка придавал сложности в принятии решения и тот факт, что у господина Байдена были две неудачные попытки стать главой Белого дома в 1988-м и 2008 году, к которым теперь добавлялась третья.
При этом президент не стал показывать, что хоть о чем-то сожалеет. По словам Джо Байдена, его первый срок был нескончаемым успехом как во внешней, так и во внутренней политике.
Демократ подчеркнул, что до его инаугурации американцы оказались «в тисках гражданской войны», «во власти худшей пандемии и, по сути, худшего экономического кризиса со времен Великой депрессии», но затем «собрались вместе» и «стали сильнее, более процветающими и защищенными». В итоге, по словам господина Байдена, у США теперь «самая сильная экономика в мире». «Мы снова лидируем в мире, продвигая науку и инновации»,— не уставал перечислять достижения Джо Байден, записав себе в заслуги также рекордное снижение уровня насильственных преступлений и повышение безопасности границы, с чем многие оппоненты президента тут же могли бы поспорить.
Джо Байден пообещал никуда не уходить и обязательно завершить начатое за оставшиеся ему в Овальном кабинете полгода. По его словам, в этот период он будет трудиться над «сокращением расходов для усердно работающих семей», поставит в приоритет «защиту личных свобод и гражданских прав», а также намерен противодействовать «экстремизму», бороться за усиление контроля за оборотом оружия, заниматься вопросами защиты климата и реформой Верховного суда.
Во внешней политике президент пообещал защищать мировую свободу и безопасность, в частности продолжить «сплачивать коалицию», чтобы «помешать Путину захватить власть на Украине и нанести еще больший ущерб».
Кроме того, президент пообещал защищать союзников в Тихоокеанском регионе и противостоять усилению Китая, а также «принести мир и безопасность» на Ближний Восток. Кроме того, он заверил, что будет «работать круглосуточно для возвращения домой американцев» не только из Газы, но и по всему.
«Мои соотечественники-американцы, для меня было большой честью служить этой стране более 50 лет. Нигде больше на земле ребенок с заиканием, начавший скромную жизнь в пенсильванском Скрэнтоне или делавэрском Клеймонте, не смог бы однажды оказаться в Овальном кабинете в качестве президента США»,— заявил Джо Байден, призвав американцев вместе «охранять демократию». Когда выступления завершилось, семья и персонал разразились аплодисментами.
Пока родные и близкие благодарили и поддерживали Джо Байдена, прокомментировать речь бывшего оппонента поспешил экс-глава Белого дома и кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп. И она ему, очевидно, не понравилась.
«Речь изворотливого Джо Байдена в Овальном кабинете была едва понятна и ооочень плоха»,— сказал господин Трамп, добавив, что и президент США, и его протеже Камала Харрис — «великий позор Америки».
Оценка Дональда Трампа в целом совпала с реакцией консервативной общественности. Так, обозреватели прореспубликанского телеканала Fox News едва ли пытались скрыть сарказм по итогам выступления Джо Байдена. Ведущая Дана Перино задалась вопросом, чем речь отличалась от предвыборной на митинге, и призналась, что «очень хотела бы, но не может» с уважением прокомментировать только что услышанное. Другой аналитик телеканала, Брит Хьюм, отметил, что «так и не понял», почему «уступить дорогу молодым» Джо Байден вдруг решил в воскресенье, а не несколько месяцев назад, выдвигая свою кандидатуру.
На более либеральном CNN, кажется, тоже остались не в восторге от речи Джо Байдена, призвав отнестись к демократу с почтением и попытаться воздержаться от критики. С таким призывом обратился бывший советник экс-президента Барака Обамы Дэвид Аксельрод.
Интрига с обращением Джо Байдена к нации закрутилась еще на минувших выходных. Хотя и ожидалось, что президент снимет свою кандидатуру, он, вместо того чтобы обратиться к нации, лишь опубликовал пост о своем решении в соцсети Х. Учитывая значимость этого события, такой выбор коммуникаций для некоторых наблюдателей (особенно консервативных) показался странным и даже заставил усомниться в самостоятельности решения демократа. Некоторые и вовсе начали задаваться вопросом, жив ли президент США, официально находившийся в тот момент на карантине из-за COVID-19.
Тем не менее почти сразу после объявления об отказе от борьбы глава Белого дома выздоровел. Уже в понедельник личный врач Джо Байдена Кевин О'Коннор написал: «Симптомы у Байдена исчезли». А через несколько мгновений кортеж президента покинул его дом в Рехобот-Бич в Делавэре и направился в Белый дом.
Следом администрация пообещала, что во вторник Джо Байден приступит к активной работе. В понедельник он по громкой связи уже пообщался со своим предвыборным штабом и Камалой Харрис, которая в ходе звонка не скрывала своей широкой улыбки то ли от того, что услышала голос Джо Байдена, то ли из-за замаячившего повышения. Все это время СМИ безуспешно пытались выведать у американского президента и его команды, что все-таки заставило демократа выйти из гонки, хотя несколькими днями ранее только «Господь Всемогущий, который сойдет с небес», мог бы его переубедить. Любопытных журналистов Джо Байден обходил стороной и давал понять, что всем интересующимся стоит дождаться запланированного обращения к нации.
Занавес тайны не приоткрыла и пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер, которая, как и ее шеф, не появлялась перед журналистами на традиционных пресс-брифингах несколько дней. Лишь в среду перед выступлением Джо Байдена она называла «смехотворными» предположения, что президент может раньше времени покинуть свой пост по состоянию здоровья. Она также привела журналистов в замешательство, заверив, что решение отказаться от борьбы за второй срок «не имеет никакого отношения» ни к возрасту, ни к здоровью» американского лидера. В итоге всем ничего не оставалось, как ждать обещанной программной речи. Но, как выяснилось, и она мало что прояснила.