«Ферапонтов монастырь — редкий образец единства архитектуры и живописи»
Петр Воронков — о селе в Вологодской области
Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает, в частности, об иконописце Дионисии, а также о том, почему стоит посетить Ципину гору по пути в Ферапонтово.
Вологодская область сегодня, село Ферапонтово. Проживают здесь меньше четырех сотен человек, но населенный пункт входит в число самых красивых российских сел, а местный Ферапонтов монастырь включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вот вам небольшой совет: постарайтесь сделать так, чтобы в ваше путешествие вошла и Вологда, и Кириллов (замечательный город, как-то уже рассказывал о нем). А Ферапонтово пусть останется «на закуску» — тогда все будет удобно, по пути и без суеты. Еще один лайфхак для тех, кто не любит спешки: перед Ферапонтово остановитесь где-нибудь на природе, на Ципиной горе, к примеру. Это между Кирилловым и конечной точкой вашего маршрута. Котлетки из щуки, суп наваристый из белых грибов, чай полезный из трав, сортов 10… Снимете комфортный номер или даже целый дом, если, конечно, кошелек позволит.
Итак, Ферапонтово. Здесь могут быть проблемы с жильем, в сезон туристов много, поэтому я и посоветовал Ципину гору — это километрах в десяти всего и по пути из Кириллова. Ферапонтов монастырь — редкий образец сохранности и единства архитектуры и живописи Русского Севера XV-XVII веков. Наиболее интересны здесь фрески самого известного иконописца тех времен — Дионисия. Он считается продолжателем традиций Андрея Рублева и последним иконописцем Золотого века.
Уже мастером Дионисий приезжает на Белозерье и именно здесь создает свои самые значительные работы. С августа по сентябрь 1502 года он вместе с сыновьями полностью расписал храм Рождества Богородицы в монастыре, и это считается вершиной его творчества. Площадь фресок составляет 600 кв. м, и они замечательно сохранились. История монастыря насыщена событиями, пытаться обо всех них рассказать не хватит никакого времени. Монастырь был богатым. Говорят, перед революцией монахи спрятали сокровища, поместили их в гроб, по тонкому льду вывезли на середину озера и утопили в полынье. Клад ищут до сих пор, но безрезультатно. Мешают плохая видимость, илистое дно и затонувшие бревна.